Слайд 1МБ ДОУ детский сад № 8 «Сказка»
Семинар-практикум
Тема: Роль сказок в речевом
развитии детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Соколова М.В.
2019 г.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрываются перед нами тысячелетняя история народа»
А.Н.Толстой
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.
Речь помогает ребенку общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Хорошая речь для ребенка – залог успешного обучения и развития.
Связная речь отражает содержание предметного мира.
Овладение речью – это способ познания действительности.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера).
- Существует угроза надвигающейся языковой катастрофы (дети меньше читают, а больше смотрят телевизор)
Слайд 3Учёные о речевом развитии детей
Проблемами
развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выгодский,
А.А. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин,
Е.И. Тихеева,
С.Л. Рубинштейн,
О.И. Соловьева и др.
Они считали, что овладение речью является первым важнейшим условием становление у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Слайд 4 Цель и задачи
Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного
возраста через ознакомление со сказками.
Задачи:
- Развивать образную речь детей;
- Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей;
- Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание, составление описательных рассказов (по картинкам, по серии сюжетных картинок, рассказов –загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам);
- Развивать выразительную речь детей; умственные способности (умение самостоятельно составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов).
- Развитие творческого мышления, фантазии, воображения и т.д.
- Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Слайд 5Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и
зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Слайд 6Центр книги
Центр книги состоит их художественной
литературы по программе. Периодически этот центр пополняется в связи с комплексно-тематическим планом. Художественная литература и сказки являются средством развития речи у дошкольников, обогащением словаря, формированием составления связного текста.
Слайд 8Приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.
1.
Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Они помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, помочь детям почувствовать главную идею произведения.
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.
4. Повторное чтение отрывков из текста.
5. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Слайд 9Типы ООД
1. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или
единством образов. Можно объединять произведение одного жанра или нескольких жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
2. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
- чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
- чтение и сочетание с музыкой.
3. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
- чтение и рассказывание с игрушками (сопровождается показом игрушек и действий с ними);
- настольный театр (картонный, или фанерный)
- кукольный и пальчиковый;
4. Чтение, как часть занятия по развитию речи:
- оно может быть логически связано с содержанием занятия;
- чтение может быть самостоятельной частью занятия.
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Слайд 10Работа с детьми группы риска
Работая с
детьми группы риска, в основном в индивидуальном порядке, я подбираю сказки в связи с индивидуальными запросами ребенка.
Слайд 11Подготовка дошкольников к восприятию
новой сказки
1. Поместить в
книжном уголке новую книгу. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия расспросить детей об их предложениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Называть произведение.
2. Продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь запомнить их названия, объяснить значение, рассказать об особенностях.
3. Провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Просить заканчивать фразы, которые будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища).
Слайд 13Придумывание и проигрывание сказок
Рассказывание по сериям сюжетных картинок
формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Кроме рассказывание по картинкам некоторые дети придумывают свои сюжеты сказок или придумывают окончание той ли иной сказки.
Слайд 15Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
Слайд 16Составление описательного рассказа
В старшей группе дети также
составляют рассказы и сказки о героях сказок, дают их описание и характеристику, соблюдая требование к выразительности речи.
Слайд 18Литература
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2 ФЗ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155;
3. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа - В.В. Гербова.- М. Мозаика-Синтез, 2010.
4 «Развитие творческого мышления»- М. Мозаика-Синтез, 2010.