Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №4 п. Николаевка»
Л.Р.Гвардиян.
2019 г.
« Роль мелкой моторики рук
в коррекции развития речи детей
дошкольного возраста»
(сообщение)
Слайд 2УЧЕНЫМИ БЫЛА ВЫЯВЛЕНА ЗАКОНОМЕРНОСТЬ:
ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту,
ТО и речевое
развитие находится в пределах нормы и наоборот.
В.А.Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Аристотель «Рука – это инструмент всех инструментов»
Кант «Рука –это своего рода внешний мозг»
Слайд 3Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет:
- логически мыслить, рассуждать, у него достаточно развиты: - память (зрительная и двигательная), - внимание, - связная речь, - мышление, - воображение, - наблюдательность
Слайд 4Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой ?
* - выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. - ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. - если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. - развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений. - в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Слайд 5Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук: - развивают подражательную способность; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое. 2 группа. Упражнение для пальцев: - совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. 3 группа. Упражнения для пальцев динамические: - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.
Слайд 6При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с младшей группы; - игровые задания должны постепенно усложнятся; - начинать игру можно только, когда ребенок хочет играть; - никогда не начинать игру, если сам взрослый утомлен или ребенок неважно себя чувствует; - недопустимо переутомление ребенка в игре.
Слайд 7
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть
традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения, штриховка, дорисовка картинки, графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда, закрашивание;
- предметная деятельность, игры с бумагой, пластилином, песком, рисование (мелками, углем, пальчиками…);
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки и т.д.
кукольный и пальчиковый театр;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
* Нетрадиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками; - игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой)
Слайд 8Значение развития мелкой моторики:
- развивает речевые центры коры головного мозга. - развивает чувство ритма и координации движений. - стимулирует развитие речи ребенка. - повышает тонус коры головного мозга. - поднимает настроение ребенка. - способствует улучшению артикуляционной моторики.
- подготавливает руку к письму.
Слайд 9Рекомендуемые упражнения для развития мелкой моторики:
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
Упражнения по выработке мускульной памяти
Кинезиологические упражнения
Упражнения для развития тактильной чувствительности
Слайд 10« Рука – это инструмент всех инструментов, своего рода внешний мозг»