Слайд 1Роль математических дидактические игр в развитии дошкольника.
Слайд 2Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В.А.)
Слайд 3Игра
форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является
одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.
Слайд 4Игровой метод обучения дошкольников имеет широкие возможности в силу своего многообразия.
«Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности» . Большой популярностью у педагогов для знакомства детей с математикой пользуются дидактические и подвижные игры.
Слайд 5Дидактические игры отличает четкая задача, наличие игровых правил и условий. Занимательный
и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию. Дидактические игры могут быть
предметными,
настольно-печатными,
словесными
С помощью дидактических игр дети знакомятся с новыми знаниями, повторять и закреплять полученные знания. «Дидактические игры способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления дошкольников. Это разновидность обучающих игр. Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели».
Слайд 6Различные виды дидактических игр активно применяются в дошкольных учреждениях как самый
простой и доступный способ интеллектуального развития детей, в том числе и математического.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.
Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения —
образовательную
воспитательную
развивающую
Слайд 7«Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде
всего математического содержания. Например, сказок «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена, «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)»
(Е.В. Михеева)
Слайд 8Для знакомства с каждым из математических элементов используются те или иные
игровые приемы. Большей частью, построенные на модели повседневной жизни ребенка. При обучении дошкольников с числами и цифрами используют наглядно-действенные приемы, приближенные к реальной действительности, что позволяет детям быстрее проникнуться в образ и сориентироваться в своих действиях (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры)
Слайд 9При знакомстве с множеством можно использовать следующие приемы:
а) прием внезапного
появления игрушек. Появление в группе новых игрушек сразу привлекает внимания детей. Пользуясь сосредоточением внимания на игрушках, педагог обращается к детям с вопросами: «Сколько здесь игрушек? Сколько здесь мишек, кукол, машин?». Обычные ответы детей: «Один или много». К пониманию множества добавляют различия предметов по форме, размеру, количеству. Педагог: «Каких машин больше — больших или маленьких?», «Каких кубиков меньше — красных или зеленых?» Так у детей развивается ощущение количества. Визуальное восприятие детей корректируется педагогом, с акцентом на правильность рассуждений.
б) выполнение педагогом игровых действий. Этот прием используется для подбора различных картинок, складывания игрушек, имитации действий или движений в соответствии с поставленной задачей. Каждое действие сопровождается поясняющей речью педагога. Педагог становится партнером детей в игре, вовлекая их в свои действия. Например, педагог превращается в уточку, которая потеряла своих утят. Дети помогают ей найти и собрать утиное семейство. Дети нашли «много» утят, но не найден еще «один». У детей формируются понятия «один, еще один, будет много».
Слайд 10«Умение считать подразумевает знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание
смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества и умение соблюдать правила счета . Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием «вслух».
При этом используют:
а) дидактические карточки
б) подвижные игры
в) создание игровой ситуации
г) загадки
е) настольные игры
Организация любых дидактических игр требует от педагога продуманной подготовки, определения четкой цели в достижении планируемого результата.