Слайд 1«Адаптация в ДОУ»
Подготовила:
педагог-психолог
Галадченко Е.Н.
Слайд 2Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка
К
сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс.
Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться
Слайд 3Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям.
Поэтому
особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста.
Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.
Слайд 4Адаптация
это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,
несомненно, новое, незнакомое для него пространство.
Слайд 5Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом
зависит от нас, родителей.
Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа).
Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды.
Слайд 6Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать
родителям в первые дни приходить только на прогулку.
Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.
Слайд 7Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только
для ребенка, но и для родителей.
Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада.
Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ.
Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.).
Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.
Слайд 8Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у
ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного.
Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Слайд 9Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в
детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.
Слайд 10Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью.
Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое
влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса.
Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.
Слайд 11Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей
в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать.
Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении.
Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Слайд 12Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:
Легкая адаптация – к
20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.
Слайд 13Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие
несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Слайд 14Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев
и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма).
Слайд 15Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра.
В период адаптации
игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников.
Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей.
Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён.
Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Слайд 16Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется
тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям.
Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Слайд 17Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы
адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.
Слайд 18 Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
Нормальный сон( засыпает как обычно,
по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;
Хороший аппетит;
Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;
Нормальное настроение, легко просыпается утром;
Желание идти в детский сад.
Слайд 19 Признаки дезадаптации:
Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам,
разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;
Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;
Появление вялости, капризности;
Появление агрессивности, часто меняется настроение;
Ребенок стал чаще болеть
Слайд 20Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
Болезненность малыша;
Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Слайд 21Помните всегда:
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут".
По утрам когда собираетесь в дет сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка
Слайд 22Памятка для родителей по адаптации в детском саду.
1. Старайтесь не нервничать,
не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, потереться носами, помахать рукой и т.п.), а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет не расставаться.
4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Слайд 237. В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
8. Не
отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации (сосание соски и т.п).
9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
11. Будьте терпимей к его капризам.
12. Не "пугайте" и не наказывайте детским садом.
13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малыш.
14. Не скупитесь на похвалу.
15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Слайд 24Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности
детского организма необходимо знать педагогам, родителям — всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.