Слайд 1Ребенок в
мире
культуры
Выполнила воспитатель: Сырчина Т. П.
Слайд 2Детская художественная литература
Музыка
Живопись
Слайд 3Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.
Мы знаем,
что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Слайд 4В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека
и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.
Слайд 5Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он
услышит, с первой картинки, которую он посмотрит.
Слайд 6Первые книжки, книжки прочитанные детям взрослыми, расширяют представление о мире, знакомят
с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка, с родным языком, приучают их логически мыслить, устанавливать самые простые связи между предметами и явлениями окружающего их мира.
Слайд 7Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на
взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.
Слайд 8о дальних странах, об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых
добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках;
Слайд 9Чтение книг – один из способов научить ребенка правильно мыслить, разграничивать
стороны хорошего и плохого, уметь высказывать свою точку зрения, что немаловажно в настоящее время.
Слайд 10В детской книге всегда имеется полноправный соавтор писателя — художник.
Все эти
художники с большой буквы, т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи.
Слайд 11
«… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих.
А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка».
Л. Токмаков
Слайд 12.
Тонкий ценитель искусства А. Блок говорил: "Живопись учит смотреть и
видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети".
Слайд 13«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны
с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А.Сухомлинский.
Образные средства стимулируют развитие воображения у детей, формируют их эмоции, воспитывают культуру восприятия.
Слайд 14
Восприятие картины – это особый эмоционально-интеллектуальный труд. Он становится желанным
лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку надо начинать уже в дошкольном возрасте.
Виктор Васнецов «Богатыри»
Слайд 15В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Картины с пейзажем
созвучны с музыкой, поэзией. К каждому из них можно подобрать музыкальное произведение.
Слайд 16Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры,
сопереживать героям книжных иллюстраций, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его.
В старших группах дети знакомятся с картинами: И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, И. Грабаря, И. Репина, И. Айвазовского, А. Саврасова.
Слайд 17Краткое описание картины Весна большая вода. Левитан И.
С первого взгляда
в картине чувствуется весеннее настроение, долгожданное начало весны после продолжительной и холодной зимы. В картине художник И. Левитан отобразил весеннее половодье, река вышла из берегов и затопила все в округе.
Слайд 18Очень колоритно передана вода в которой отражаются молодые изогнувшиеся и извилистые
березки окружающие высокий дуб с не большой елью, которая выделяется среди своих сородичей темно зеленым окрасом и запахом хвои, что придает картине некоторый контраст в восприятии, относительно белесых красавиц берез.
Слайд 19Обычно в половодье по тем временах средством передвижения являются лодки, в
данном случае Левитан отобразил небольшую лодочку причаленную у берега, для водной переправы жителей данной местности на другой берег реки, где виднеются небольшие крестьянские домишки и сараи.
Преобладающая голубая гамма тихой воды и неба с прозрачными облачками хорошо сочетается с охристыми оттенками ветвей деревьев и освещенного солнцем бережка в левой части картины.
Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.
Слайд 20Исаак Левитан. Вечерний звон.
Живопись и музыка связаны между собой особыми узами,
и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни.
Слайд 21Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и
звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, —услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.
Василий Александрович Сухомлинский
Слайд 22Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно
тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Слайд 23Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только
путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.
Слайд 24Музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония,
любовь и благородство.
Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит малышей бережно относиться к культурному наследию.
Слайд 25Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздействия заключается
в том, что она способна передать смену настроений, переживаний, оттенки эмоционально-психических состояний человека. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и уже в раннем детстве важно дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, обогатить их яркими музыкальными впечатлениями.
Слайд 26Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки
полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.