Слайд 1Конкурс профессионального мастерства на уровне ГБДОУ
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
2015 год
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад 41
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Слайд 2 Воспитатель: Пономарева
Юлия Вячеславовна
Образование: высшее
Педагогический стаж : 22 года
Стаж работы в ГБДОУ д/с № 41:
2 года 10 месяцев
Квалификационная категория :высшая
Мое педагогическое кредо: Любить детей и свою работу –вот что самое главное!
Слайд 4Инновационная деятельность
Тема по самообразованию: «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса
»
Слайд 5НЕ ПОДРАЖАТЬ, А ОТКРЫВАТЬ –
ВОТ ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Дж. Кришнамурти
Проблемная ситуация (ПС)-
ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Слайд 6Создание ПС в образовательном процессе преследует следующие дидактические задачи:
Привлечь внимание ребенка,
возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
Поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
Помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить поиск выхода из возникшего затруднения;
Побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
Помочь ему определить и указать направление наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Слайд 7Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:
- Возникает состояние интеллектуального затруднения;
-Возникает противоречивая ситуация;
-Появляется
осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задач;
-Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Слайд 8Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и
сам ее решает при активном слушании и обсуждении детьми;
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);
Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему, ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Слайд 9Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
Подвести детей к противоречию и
предложить им самим найти способ его разрешения;
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
Постановка проблемных задач.
Слайд 10Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки,
формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Слайд 11Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять
деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает:
создание проблемной ситуации;
формулировку проблемы;
управление поисковой деятельностью детей;
- подведение итогов;
Деятельность ребенка включает в себя:
«принятие» проблемной ситуации;
формулировку проблемы;
самостоятельный поиск;
подведение итогов;
Слайд 12ОО «Познавательное развитие»
Проблемная ситуация: Пятачок и Винни-Пух посадили дерево. Сначала оно
росло очень быстро, а потом стало чахнуть. Кролик сказал Пяточку и Винни-Пуху, что надо полить дерево. Но вот беда, кроме сита, у них не оказалось никакой емкости, чтобы принести воду и полить растение.
Противоречие: Надо полить дерево, но воды в сите не принести.
Выдвижение предположений и гипотез:
-Воду никак не принести, и оно завянет (Тоня);
-Надо подождать, когда пойдет дождик ( Коля);
Принести воду в ладошках (Мира);
Что-нибудь положить в сито (Арсений);
Слайд 13ОО «Познавательное развитие»
Проблемная ситуация: Буратино закопал свои пять золотых монет. Но
Лиса Алиса и кот Базилио перепрятали денежки Буратино. Как Буратино теперь вернуть свои пять сольдо.
Противоречие: Буратино хочет вернуть свои деньги, но не знает как и где их найти.
Выдвижение предположений и гипотез:
Надо позвать сыщиков – бульдогов, чтоб они нашли ( Ваня К.);
Позвать папу Карло (София);
Буратино потом сам найдет деньги (Матвей Н.)
Слайд 14ОО «Речевое развитие»
Проблемная ситуация «Что произойдет, если после лета сразу наступит
зима?»
Противоречие: После лета должна наступить осень, но внезапно сразу пришла зима, и поэтому животные и растения не успели подготовиться к зиме.
Слайд 16ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Проблемная ситуация
Слайд 17ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Слайд 18В результате постоянного включения проблемно- игровых ситуаций в НОД и игровую
деятельность, у детей:
значительно снижается чувство скованности;
преодолевается застенчивость;
возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к НОД;
развивается умение высказывать собственную позицию и принимать чужую;
развиваются творческие способности;