Слайд 1Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Слайд 2Одна из ведущих задач познания временных отношений – дать возможность ребенку
обнаружить возможности некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий (событий) во времени.
«Восприятие времени»-это и отражение быстроты протекания объектных процессов, т.е их темп.
В существующем объективно времени события следуют одно за другим , поэтому восприятие времени предусматривает отражение последовательности явлений, событий и действий.
Слайд 3Непосредственное восприятие временной длительности выражается в способности оценивать ее и ориентироваться
во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувство времени»
Слайд 4 С. Л Рубинштейн утверждал, что не следует преувеличивать недостаточность
временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке»
Слайд 5Дети 5-6 лет уже АКТИВНО пользуются временными наречиями. Но не все
временные категории осознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени (давно, быстро), хуже-наречия, выпадающие длительность и последовательность (после, долго, скоро). Процесс речевого выражения временных понятий у детей 5-6 лет находится в стадии непрерывного развития.
Слайд 6Методика развития временных представлений у детей дошкольного возраста.
Меры времени (секунда, минута,
час сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения следующей.
Слайд 7От 3 лет воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей
о частях суток, формировать у них навыки распознавания и названия этих частей суток.
У детей 4-5 лет следует развивать представления о последовательности частей суток и о стыках в целом; нужно ознакомить со значением слов вчера, сегодня, затра.
Детей 6-7 лет модно знакомить с неделей, месяцами, годом; параллельно надо развивать и само чувство времени; знакомить с длительностями таких мер Времени как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час; учить пользоваться такими приборами измерения как песочные и обычные часы; упражнять детей в умении самостоятельно вычленять временную последовательность в протекания рассматриваемых явлений, действий.
Слайд 8Освоение последовательности частей суток
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются В
режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, утренняя гимнастика, обед, и т.д. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игры, умывания, одевания и разделение, прогулка и т.д. Они так же могут использоваться в виде показателей частей суток.
Слайд 11В конце года, когда у детей уже имеется представления о частях
суток, целесообразно помочь им понять значение слова сутки, исключая количественную характеристику этой меры (24)часа.
Слово сутки должно выступить как обобщение: сутки состоят из 4 частей- день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро- это части целого, суток; что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.
С детьми среднего дошкольного возраста можно беседовать о значении слов сегодня, вчера, завтра
Слайд 12Знакомство с календарем
Календарное время – это определенные промежутки времени, продолжительность
которых зафиксирован на общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутки, неделя, месяцах, годах.
Слайд 13Вопросы:
Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?
Какие это четыре
крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Почему У каждого пера одна половина белая, а другая- черная?
Слайд 14У детей 5-6 лет развивается интерес к разным параметрам времени: длительность
того или иного явления, количественная характеристика мер Времени, приборы измерения времени.
У детей 6-7 лет уже есть необходимый запас количественных представлений о продолжительности суток, что способствует освоению ими представлений о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах, календарно годе
Слайд 15Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события
приближаются» приближаются, прошел месяц- наступил новый. Она предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности дней недели, месяцев и их названий.
Ф.Н. Блехер
Слайд 16Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного развития
у детейчувства времени необходимо следующее:
1. Переживания времени -представление о длительности временных интервалов.
2. Развитие у детей умение оценивать временные интервалы без часов.
Слайд 17В методику, разработанную Т.Д. Рихтерман, включены следующие моменты:
Ознакомление детей с временными
интервалами в 1,3,5,10 минут ( при этом следует использовать секундомер песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов);
Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;
Обучение умению выполнять деятельность в указанный срок(1,3,5 минут), для чего следует оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.
Слайд 18Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление их со
строением часов желательно осуществлять с использованием моделей.
Слайд 19В ходе Педагогического процесса в детском саду есть возможность управлять детей
в умении осуществлять деятельность в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5 – 20 мин. В таких условиях дети более организованно занимаются меньше отвлекаться, регулируют темп своей деятельности и больше успевают.
Слайд 20Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности.
Ребенку 5-6 лет
важно уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в спортивной и любой продуктивной деятельности. Для этого надо уметь вычленять временную последовательность при выполнении содержания и уметь ее воспроизводить или устанавливать заново.
Самостоятельное овладение этими умениями затруднено.
Слайд 21Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему
плану:
В развитии объекта (события)события вычленяется временная последовательность;
Временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;
Последовательность воссоздаетсяс запраграмированной ошибкой, которая отправляется с детьми;
Действия в заданной последовательности выполняются без модели.