Подготовила:
Яшникова Ю.А,
учитель начальных классов
МКОУ «Камызякская СОШ №4»
Развитие творческих способностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС
Слайд 2“Если ученик в школе не научится ничего творить ,то в жизни
он всегда будет только подражать …”
Л.Н.Толстой
Актуальность проблемы
Возрастающая потребность общества в людях , способных творчески подходить к любым изменениям ,нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы ,обусловлена ускорением темпов развития общества и , как следствие ,необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
В связи с этим необходима организация активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы , без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Слайд 3Целью развития творческих способностей является формирование следующих качеств младшего школьника:
.любознательности
находчивости
или фантазии
альтернативного мышления
изобретательности
оригинальности
гибкости
самостоятельности
широты и глубины
мышления
Слайд 4Цель данной работы- систематизировать ряд приёмов и методов ,эффективно влияющих на
развитие творческих способностей учащихся 1-4классов.
Слайд 5Система работы по формированию творческих способностей младших школьников.
.Работа в период обучения
грамоте.
Работа на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа на уроках математики.
Работа на уроках окружающего мира.
Работа на уроках технологии и изобразительного искусства
Внеклассная деятельность.
Слайд 6Условия ,необходимые для успешного творчества:
Добровольность творческих работ
Включение в структуру урока подготовительных
упражнений
Создание благоприятного психологического климата на уроке развития творческих способностей , мотивации к созданию творческих продуктов
Качественная оценка без резких отрицательных суждений
Наличие времени для выполнения творческого задания
Поощрение творчества , его презентация
Слайд 7Период обучения грамоте:
Знакомство с литературными произведениями разных жанров- чистоговорки ,скороговорки ,заклички
, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы, страшилки
Внимание к культуре речи
Работа над выразительностью устной речи
Наблюдение над многозначностью слов
Шарады, ребусы
Слайд 8Литературное чтение
Ребенок- не пассивный читатель , а соавтор.
Большой выбор заданий
для роста творческих
способностей:
дополнить,
изменить ,
предположить,
придумать ,
нарисовать ,
изобразить.
Слайд 9Примеры творческих заданий
Пересказать стихи прозой;
Придумать азбуку из названий животных, растений ,
сказочных героев;
Придумать загадки, стихи , создать к ним иллюстрации;
Изменить сюжеты любимых сказок или сочинить свою на предложенную тему;
создать книжку-малышку при
изучении раздела
«Устное народное творчество»;
Инсценировка сказок;
Творческое сочинение
Слайд 10Приём драматизации
Чтение текстов по ролям и с заданной интонацией, например: прочти
грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой ,с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой ,удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, неуверенности, раздражения, осуждения.
Инсценировка небольших рассказов, стихотворений, басен;
Прием драматизации формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным.
Слайд 11Сочинения на уроках русского языка
Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным
высказываниям детей.
Написание сочинений на основе собственных наблюдений и впечатлений
Слайд 12В работе над развитием речи
Необходимо стремиться не только к последовательности и
логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению.
Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств.
Слайд 13Развитие творческих способностей на уроках математики
Предполагает решение различных типов заданий и
задач. Нестандартные задачи способствуют: формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, учат детей мыслить в разных направлениях, развивают оригинальность мыслительной деятельности, развивают критичность мышления и умение проводить мини-исследования, развивают свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстроменяющемся мире. Содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:
Задачи с несформулированным вопросом;
Задачи с излишними или недостающими данными;
Задача на сообразительность
Слайд 14Творческие задания на уроках окружающего мира:
Использование дополнительного материала на уроке;
Сочинение загадок
о природных объектах; разработка памятки при изучении раздела: «Твое здоровье», «Правила работы с компьютером»
Изготовление книжек-малышек «Береги животных», «Красная книга»
Изобразить природные зоны
Приготовить сообщение;
Создать проект
Слайд 15Результаты работы:
у учащихся развиваются творческие способности, что выражается в продуктивной творческой
деятельности;
Проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;
Появляется самостоятельность и своя точка зрения;
Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя
Слайд 16Заключение
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и
приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.