Слайд 1Развитие словесно-логического мышления обучающихся начальной школы в процессе учебной деятельности
Слайд 2 Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С
началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Слайд 3 По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний
младший школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Слайд 4 Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных
действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н.Ф. Талызина). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
Слайд 5Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при
изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием логического мышления школьников идет «вообще» — без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а эти приемы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала.
Слайд 6 При продуманном же и разумном формировании учебной деятельности можно добиться
того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет словесно-логическими приемами мышления. В качестве дополнительного, вспомогательного пути рассматривается специально организуемый игровой тренинг мышления.
Слайд 7Первое, чему необходимо научить учащегося — это умению выделять в предметах
свойства. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием по выделению свойств в предметах — прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.
Слайд 8Как только дети научатся выделять в предметах множество различных свойств, можно
переходить к следующему компоненту логического мышления — формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.
Слайд 9Задание на умение различать общие и отличительные свойства
«Разложи слова»
Материал к
занятию: демонстрационные наборы из трех карточек со словами
(10 наборов).
Слайд 10Детям объясняется, что кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие
промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частным понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Слайд 11Затем детям показываются три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их
слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа – самым общим, а посередине – промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию.
Слайд 12Слова для предъявления:
Корова – животное – домашнее животное
Лесное растение – дерево
– дуб
Съедобный гриб – гриб – масленок
Водоем – река – Волга
Дятел – лесная птица – птица
Слайд 13После того как учащиеся научатся выделять в предметах общие и отличительные
свойства, можно сделать следующий шаг научить детей отличать в предметах существенные (важные) с точки зрения определенного понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных.
Слайд 14Прием сравнения предметов и прием изменения свойств используются для ознакомления учащихся
с рядом логических понятии (знаний): свойства, свойства отличительные и общие, свойства существенные и несущественные. Другими словами, логические знания — продукт выполнения определенных действий. И, наоборот, усвоение логических приемов мышления предполагает опору на определенные логические знания.
Слайд 15Задание на умение выделять существенные и несущественные признаки «Выбери главное»
Материал к
занятию: На доске заранее пишутся ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные слова – строчными и в скобках.
Слайд 16Учащихся просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из
скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, смел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».
Слайд 17Набор слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба,
рыболов, тина, вода)
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
Слайд 18Анализ учебников и программ для начальной школы («Школа России», «Школа –
2100») показывает, что действие сравнения необходимо учащимся уже в первом классе.
Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения, то оно оказывается не усвоенным большинством школьников до конца учебного года.
Слайд 19Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения содержания этого
приема, т.е. с выделения слагающих его действий. Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется, во-первых, при сравнении однородных предметов и явлений действительности (растений, зданий, животных и т.д.); во-вторых, когда сравнение производится по существенным признакам. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия: 1) выделение признаков у объектов; 2) установление общих признаков: 3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков); 4) сопоставление объектов поданному основанию.
Слайд 20Если учитель уже научил детей выделять в предметах общие и существенные
свойства, то новыми будут лишь два последних компонента: выбор признака, по которому предполагается сравнение, и проведение сравнения именно поэтому признаку. Учитывая вышесказанное особое внимание необходимо обратить на выбор основания для сравнения.
Следует также подчеркнуть, что сравнение может идти как по качественным характеристикам того или иного свойства (например, цвету, форме), так и по количественным характеристикам: больше — меньше, длиннее-короче, выше — ниже и т.д.
Слайд 21При количественном сравнении необходимо наличие единого образца (меры), с помощью которой
и производится сравнение. Это очень важно подчеркнуть, так как учащиеся нередко в средних и даже старших классах это требование не учитывают: сравнивают, например, дроби без приведения к общему знаменателю; аналогичную ошибку школьники допускают и при работе с метрической системой мер.
Слайд 22Вначале в качестве меры может выступать один из сравниваемых предметов, в
котором предварительно выделяется то свойство, по которому эти предметы будут сравниваться. Такое сравнение называется непосредственным. На его основе формируется сравнение опосредованное. Особенность этого вида сравнения состоит именно в том, что сравнение предметов происходит не непосредственно, а с помощью мер — опосредованно. При обучении детей умению работать с мерой очень важно, чтобы они осознали адекватность (соответствие) меры тем свойствам, по которым происходит сравнение: предметы по длине сравниваются с помощью меры длины, по весу с помощью меры веса и т.д.
Слайд 23Задание на умение сравнивать понятия «Сравниваем понятия»
Школьникам объясняется, что понятия можно
сравнивать. Для удобства сравнения, чтобы наглядно изобразить количество охватываемых данным понятием предметов, понятия изображаются с помощью кругов. Например, отношение между понятиями «собака» и «животное» может быть изображено как на рисунке 1:
Слайд 24Понятия могут совпадать частично, например, «книга» и «учебное пособие». Тогда отношение
между ними наглядно изображается как на рисунке 2.
Слайд 25Понятия могут совпадать полностью и являться, таким образом, тождественными, или равнозначащими,
или синонимами. Например, понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник». С помощью кругов отношение между ними изображается как на рисунке 3.
Слайд 26Если сравниваемые понятия не имеют ничего общего, например, понятия «отметка» и
«сосна», отношение между ними изображаются как на рисунке 4:
Слайд 27Далее ученикам дается задание определить отношения между следующими понятиями и обозначить
их с помощью кругов:
Муравей – насекомое
Загадка – головоломка
Тюлень – млекопитающее
Дрова – тигр
Лекарство – таблетки
Автомобиль – транспорт
Слайд 28Далее предлагается учащимся привести свои примеры совпадающих, пересекающихся понятий, понятий, не
имеющих ничего общего, понятий, полностью входящих в более общее понятие.
Слайд 29Следующий шаг в формировании логического мышления — знакомство с признаками необходимыми
и достаточными.
Непонимание разницы между необходимыми и одновременно достаточными признаками широко распространенное явление среди учащихся старших классов, потому что эти важные логические знания не были предметом специального усвоения. Вместе с тем указанные виды признаков могут быть усвоены уже в начальной школе. Естественно, ученики при этом должны не просто заучить определения этих признаков, а научиться работать с ними, т.е. выполнять определенные логические приемы мышления. Прежде всего, необходимо научить детей выводить следствия из факта принадлежности предмета к данному понятию. Это действие связано с понятием необходимых свойств предмета, поэтому его выполнение дает возможность овладеть этой категорией свойств.
Слайд 30Таким образом, прием выведения следствий должен быть введен в начальной школе,
а формирование его должно продолжаться во всех последующих классах.
После знакомства с необходимыми признаками вводится понятие признаков достаточных и признаков необходимых и одновременно достаточных. Отнесение любого объекта к тому или иному понятию предполагает установление наличия у этого объекта признаков данного понятия, достаточных при необходимых и одновременно достаточных условиях.
Формированию этого приема предшествует усвоение целого ряда логических знаний и требующих их использования действий. Если же этого не сделать, то полноценного усвоения приема подведения под понятие не произойдет.
Слайд 31Чтобы безошибочно подводить предметы под то или иное понятие, учащиеся должны
научиться выделять понятие, под которое требуется подвести данный объект. Важно показать учащимся необходимость учета именно всей системы необходимых и достаточных признаков. Из школьной практики известно, что одна из типичных ошибок учащихся состоит в том, что они при подведении заданных объектов под соответствующие понятия учитывают лишь некоторые признаки из числа необходимых и достаточных и поэтому относят к понятию и такие предметы, которые имеют с объектами данного класса лишь некоторые общие признаки.
Слайд 32В связи с этим особенно важно специально поработать над системой свойств,
в совокупности являющихся достаточными для определения объектов данного класса. При этом обязательно надо показать, что учет лишь одного из свойств данной системы не позволяет определить объекты однозначно, так как это свойство может быть общим для предметов разных классов.
Слайд 33Обучающиеся, получая задания на подведение объектов под различные понятия, постепенно усваивают
этот важный прием. При работе с ним особое внимание надо уделить третьему случаю: ответ неопределенный. Задания с неопределенными условиями неизменно дают большой процент ошибок. Таким образом, данный прием мышления (подведение под понятие) необходим для успешного усвоения учебного материала и его формирование следует начинать уже в начальной школе.
Слайд 34Задание на подведение под понятие «Подбери общее понятие».
Материал к заданию: пары
слов, к которым нужно подобрать общее понятие.
Детям называется пара слов. Ученики должны назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, называется пара слов «пчела, жук». Ученики отвечают более общим понятием «насекомые».
Слайд 35Слова для предъявления:
Природоведение, математика — …
Плюс, минус — …
Точка, запятая —
…
Уменьшаемое, вычитаемое — …
Дождь, снег — …
Метр, сантиметр — …
Скорость, время — …
Солнце, Луна — …
Повесть, рассказ — …
Торф, уголь — …
Озеро, море — …
Пчела, жук — …
Слайд 36Если при усвоении нескольких понятий (одни из которых имеют конъюнктивную структуру
признаков, а другие — дизъюнктивную) учитель научит учеников логически строго выполнять действие подведения под понятие, то в дальнейшем это действие они будут успешно использовать при работе с любыми понятиями.
Слайд 37Уже в начальной школе можно приступить к работе над определениями. Но
до этого дети должны усвоить отношения между родовыми и видовыми понятиями. При этом особое внимание следует обратить на то, что видовое понятие обязательно обладает всеми свойствами родового, а родовое является следующей ступенью обобщения. При этом следует отметить, что в определение входят только необходимые и одновременно достаточные признаки.
Без понимания видо-родовых отношений учащиеся не смогут полноценно усвоить программный материал.
Слайд 38Желательно познакомить учащихся и с отношениями соподчинения. Все это заложит основу
для формирования более сложных приемов логического мышления, в том числе для понимания структуры определений, с которыми ученики работают на протяжении всего школьного обучения.
В школе учащийся не знакомится с логической структурой определений: он просто заучивает огромное число различных конкретных определений. И если ученик что-то забывает в определении, то не может путем логического рассуждения восстановить забытое, так как не знает структуры определений, не владеет правилами их построения.
Слайд 39Таким образом, видо-родовые отношения понятий, логические правила определений должны войти в
программу формирования логического мышления учащихся. Следующий логический прием, который широко используется в процессе обучения и без которого невозможно полноценное мышление человека, — прием выведения следствий с соблюдением требований закона контрапозиции. Этот прием, как и предыдущие, также обычно не выступает в школе в качестве предмета специального усвоения.
Слайд 40Задание на умение различать родовое и видовое понятие «Целое — часть»
Материал
к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое — часть».
Психолог читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.
Слайд 41Слова для предъявления:
Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня
Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный
шкаф
Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио
Обувь, туфли, щетка, крем, подошва
Растение, сад, лепесток, мак, цветок
Слайд 42Умение правильно делать выводы надо формировать с первого класса. Необходимо постепенно
подвести школьников к обобщенному выражению закона контрапозиции и дать его схематическую запись. При этом важно показать ученикам, что форма «если, то» не всегда есть связь основание-следствие, она может быть условной связью: например, «Если я закончу работу пораньше, то прочитаю эту книгу». Наличие времени не есть причина, по которой человек читает книгу: это лишь условие, при котором он совершит это действие, имеющее свою причину. В тех случаях, когда «если, то» отражает объективную, закономерную связь явлений, следствие обязательно будет иметь место.
Слайд 43Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения,
является также прием классификации. Часто этот логический прием оказывается, не сформирован даже у людей с высшим образованием.
Без специальной работы прием классификации усваивается неудовлетворительно. В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы.
Естественно, что формирование этого приема должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов.
Слайд 44Задание на умение классифицировать понятия «Вордбол»
Педагог задает какую-либо тему, например, «Мебель
— не мебель». Затем он называет вперемешку слова либо относящиеся к данной категории, либо слова, по смыслу далеко отстоящие от нее. Так, наряду со словами «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга», «чайник» и т.д. При этом, называя слово, педагог бросает ученику мяч, а ученик либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.
Задание усложняется за счет сокращения времени на размышление.
Предлагаемые темы: «Насекомые – не насекомые», «Животные домашние — не домашние».
Слайд 45Не останавливаясь на других приемах логического мышления, укажем, что все рассмотренные
нами приемы необходимы для полноценного усвоения изучаемых в школе предметов: действия, стоящие за этими приемами, и будут служить средством усвоения различных предметных знаний. Важно отметить и то, что на основе этих приемов можно формировать и более сложные методы логического мышления, например прием доказательства.
Слайд 46Рассмотрев важный компонент познавательной деятельности — логические приемы мышления, видим, что,
важность их формирования у учащихся не требует доказательств, это очевидно. Именно поэтому задача формирования логического мышления ставится перед всеми учителями, при изучении всех предметов. Однако такая общая постановка задачи явно недостаточна. Как мы видели, логическое мышление нельзя формировать с любого приема: они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности.
Слайд 47Второе важное положение состоит в том, что приемы логического мышления указываются
не усвоенными значительным числом школьников не только в начальных классах, но и в старших. Объясняется это тем, что в процессе обучения учителя не делают их предметом специального усвоения, не раскрывают перед учащимися их структуру, не формируют тех «логических понятий», которые необходимы для понимания и правильного выполнения логических приемов мышления.
Слайд 48Вывод
Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю
систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения. При этом важно отметить, что хотя логические приемы формируются и используются на каком-то конкретном предметном материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого логические приемы, будучи усвоены при изучении одного учебного материала, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов как готовые познавательные средства
Слайд 49Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть усвоены при изучении
какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи. Если какие-то логические приемы мышления были сформированы ранее — при изучении предыдущих предметов, то при усвоении данного предмета нет необходимости формировать их заново. Эти приемы просто используются для усвоения данных знаний. Предметом специального усвоения должны быть только такие логические приемы, с которыми учащиеся встречаются впервые. Данную работу по развитию словесно – логического мышления проводит учитель начальных классов в форме специально организованного игрового тренинга мышления.
Слайд 50Литература
1. Акимова М. К., Козлов В. П. Упражнения по развитию мыслительных
навыков младших школьников. — Обнинск, 1993.- С. 203-230.
2. Бардин К. В. Как научить детей учиться? – М.: Просвещение, 1997. – С. 44-57.
3. Калугина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
4. Колмыкова. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: “Владос”, 1991. – С. 97-147.
5. Менчинская Н.А. Пробелы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 111-157.
6. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М.: ВЛАДОС, 1981. – С. 10-65.
7. Психологическое развитие младших школьников//Под ред. В. В. Давыдова М.: Просвещение, 1990. – С. 128-154