Слайд 1
Развитие речи у дошкольников
в разновозрастной группе
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Сызгинская основная общеобразовательная школа»
Составитель: воспитатель
дошкольной группы Фарзиева Н.Н.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сызгинская основная общеобразовательная школа»
дошкольная группа
Сызги
2018 год
Слайд 2Дошкольный возраст это один из самых важных периодов для развития речи
детей. Это непрерывный процесс, который во многом зависит от работы воспитателя.
Слайд 3Свою работу по развитию речи детей нашей группы, мы строим по
трем основным направлениям:
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Слайд 4Работа с дошкольниками в разновозрастной группе
В нашей группе образовательная деятельность, осуществляется
по трем типам занятий:
общегрупповые (фронтальные),
групповые (подгруппы по одному возрасту)
индивидуальные.
При организации непосредственной образовательной деятельности сложность для меня представляет планирование проведения, так как содержание, методические приемы, дидактический материал необходимо готовить для каждой возрастной группы.
Поэтому эффективнее взять для работы общую для всех возрастов тему. Но продолжительность работы с детьми и уровень заданий будут различны.
Слайд 5Отрицательные моменты:
а) затрудняется решение тех речевых задач, которые являются конкретными для каждого
возраста.
б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;
в) педагог вынужден снижать верхний предел заданий
Положительные моменты:
а) особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие владели тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и чтобы оно было доступным последним;
б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие;
в) разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для общения старших детей с младшими и является важнейшим фактором речевого развития. В совместной деятельности формируются новые формы и функции речи.
Слайд 6В нашей дошкольной группе в основном дети татары. Эти дети являются
билингвами (двуязычными).
Билингвизм – двуязычие
При их воспитании и обучении мы сталкиваемся с некоторыми проблемами.
Непривычная культура
Не всегда могут подобрать слова на русском языке, соответствующие второму языку, который они знают.
Неверно распознают эмоциональные состояния сверстников или взрослых и не могут назвать их.
Часто и окружающие не могут определить его состояние и настроение
Возникающие отрицательные ситуации, невнимательность (как кажется двуязычным детям) со стороны взрослых и детей, неумение справиться с этой проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка.
Слайд 7Пути решения проблемы общения ребенка – билингва
в дошкольном учреждении
При пребывания ребенка – билингва в нашу группе мы научили его узнавать эмоциональные состояния других людей. Ведь именно распознавание эмоциональных состояний, адекватные эмоциональные реакции лежат в основе любого общения.
Были проведены специальные игровые упражнения, через прочтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, представленных в них, в которых отражены различные эмоциональные состояния героев, через прослушивание музыкальных произведений с различной эмоциональной окраской, через различные формы ИЗО деятельности, игры – драматизации.
Кроме того, необходимо повышать уровень знаний об эмоциональных состояниях детей и у родителей, научить их понимать чувства и настроение детей, узнавать их переживания в различных ситуациях, осознавать, что их тревожит или радует
Родители всегда только рады, так как видят, что их ребенок нам не безразличен, что мы делаете все возможное, чтобы ему в дошкольной группе было комфортно. Все это помогает детям понять, что их культура и язык уважаемы, что к ним проявляют интерес, а для русскоязычных детей это важный момент для воспитания толерантности, любознательности.
Слайд 8В начале учебного года, опираясь на результаты мониторинга, мы определили
следующие задачи:
Воспитание правильного звукопроизношения
Несмотря на то, что в нашей группе нет такого специалиста, мы стараемся делать все, что зависит от нас, работая с детьми фронтально и индивидуально.
Зная, что речь ребенка напрямую зависит от мелкой моторики, мы постоянно проводим с детьми различные пальчиковые игры, которые очень нравятся детям. Например: « Апельсин», Мы капусту рубим», «Фонарики зажглись» и многие др.
Для уточнения произношения звука мы предлагаем игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься звук.
Если дети смешивают звуки (ш и с, ж и ш, р и л, л и л’ и др.), то проводим работу по их различению – дифференциация звуков.
В этом случае работаем в той же последовательности, что и с одним звуком, но подбираем упражнения с песенками - звуками и картинками-символами для двух звуков так, чтобы ребёнок научился их различать.
Слайд 9Большое значение имеют звукоподражания.
Например, из чудесного мешочка ребёнок достаёт игрушку
и показывает голосом, какие звуки этот предмет может издавать.
Выработке дикции
также способствуют чтение стихотворений и инсценирование.
Все элементы интонации воспитываются в процессе чтения потешек, стихотворений, рассказывания сказок и в процессе инсценирования.
В связи с этим после знакомства со сказкой детям предлагается работа по её драматизации с использованием простого реквизита: для Машеньки – платочек, для козляток – рожки из бумаги, для петушка – шапочка с раскрашенным бумажным гребешком, атрибуты кукольного театра: пальчиковые куклы, шапочки и костюмы персонажей любимых сказок.
Слайд 10Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы
часто используем на занятиях и следующие задания:
таблицы для проверки звукопроизношения, в которых представлены группы слов с заданным звуком, находящимся в начале, в середине и в конце слова.
Например:
щётка, ящик, плащ;
чайник, форточка, ключ;
цветок, пуговица, огурец;
шар, уши, мышь… и др.
Слайд 11
2. Формирование и развитие связной речи
В процессе работы, мы отметили,
что наиболее сложно у детей формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологической речи используем следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Для составления связного рассказа нам в работе очень помогает методика Сычевой Г.Е. , которая направлена на обучении составления связного рассказа с помощью серии картинок. Использование картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается самостоятельность высказываний.
3.Обогащение и активизация словаря
Используем разнообразные игры, которые проводим систематически, наблюдаем, рассматриваем различные явления ,предметы, картины, отгадываем и составляем загадки, посещаем экскурсии и т.д..
4.Чтение художественной литературы
При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему.
Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.
Мы ежедневно читаем детям различные художественные произведения, обсуждаем прочитанное, драматизируем их , пересказываем.
Слайд 13Работа с родителями
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие
полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Мы систематически проводим беседы с родителями, анкетирование, даем консультации, рекомендации по развитию речи детей. Осенью в дошкольной группе проходил конкурс книжных уголков. Родители и дети приняли активное участие в нем. Оформляем стенды, книжки раскладушки.
Провели родительское собрание на тему: « Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы».
Показали родителям фрагмент занятия по развитию речи.
Мы стараемся , чтобы эти мероприятия были не разовые , проходили в системе, привлекались все родители.
Взаимодействие с семьями воспитанников дает свои положительные результаты в овладении речью детей, а самое главное, они становятся как для детей, так и для родителей обязательными, их они ждут, интересуются, активно участвуют.
Слайд 14
Работа с педагогическим коллективом.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью является
показателем его профессиональной подготовленности.
Забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого воспитателя.
Воспитатель просто обязан грамотно и красиво говорить, мы должны всегда об этом помнить, быть примером для других, много читать, посещать экскурсии, постоянно повышать профессиональную подготовку.
В нашей группе систематически проходят открытые занятия, на которых присутствуют не только родители и педагоги дошкольной группы, но и учителя начальных классов. Мы демонстрируем свое педагогическое мастерство, учимся друг у друга, делимся опытом.
Взаимопосещение педагогов дошкольной группы и начальных классов имеют огромную роль в работе по преемственности дошкольной группы и начальной школы.
На педсоветах проводим консультации для воспитателей. Ведем методическую работу.
Посещаем методобъединения в других детских учреждениях нашего района.
Слайд 15Реализация принципа преемственности между дошкольной группы и школой в развитии речи
Изучение преемственных связей по развитию речи между ДОУ и начальной школой показало, что необходимо соотносить содержание речевой работы и обучение грамоте в детском саду с требованиями, предъявляемыми к уровню развития речи детей начальной школой.
Успех преемственность являются обязательными элементами систематичности и соблюдение следующих условий:
-единые теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития речи;
- знание учителями начальной школы методики и программы развития речи дошкольников;
- ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с программой обучения грамоте и развития речи в начальной школе;
- соблюдение принципов развивающего обучения, сформулированных в трудах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина;
- развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников и учащихся начальных классов;
- вычленение приоритетных линий развития каждой речевой задачи, включая фонетическую, лексическую, грамматическую сторону, а также развитие монологической речи в контексте единых требований;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Важным условием преемственности в обучении родному языку является продолжение всех направлений работы по развитию речи и понимание того нового, что появляется в языковом сознании детей на каждом возрастном этапе. Разработанная методика обучения всем сторонам речи дошкольника (фонетической, лексической, грамматической) должна продолжаться в начальной школе, углубляя и расширяя речевые умения детей.
Слайд 16Полноценная работа по развитию речи дошкольников , не может осуществляться без
целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.
Слайд 17
Развитие речи у дошкольников
в разновозрастной группе
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Сызгинская основная
общеобразовательная школа»