Презентация, доклад на тему Развитие речи младших школьников

Содержание

Цель развития речисоздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Слайд 1
Учитель начальных классов МБОУ

«ЦО – гимназия №30» Е.В.Мартынова

Развитие речи младших школьников

Учитель начальных классов МБОУ «ЦО – гимназия №30» Е.В.МартыноваРазвитие речи

Слайд 2Цель развития речи
создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно

оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Цель развития речисоздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь

Слайд 3Задачи развития речи

Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой

деятельности и механизмов речи.
Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом.
Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Задачи развития речиЦеленаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи.Формирование у младших

Слайд 4Задачи развития речи
Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению

различных способов интерпретации художественного текста.
Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора.
Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Задачи развития речиВоспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста.Пробуждение интереса

Слайд 5коммуникативно-деятельностный подход
идеи развивающего обучения
личностно-ориентированный подход
индивидуально – дифференцированный подход
художественно – эстетический

принцип

Принципы развития речи

коммуникативно-деятельностный подходидеи развивающего обученияличностно-ориентированный подход индивидуально – дифференцированный подходхудожественно – эстетический принцип     Принципы

Слайд 6
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности,

т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя)

Коммуникативно-деятельностный подход

в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и

Слайд 7Виды речевой деятельности
Устная речь
слушание
говорение
Письменная речь
чтение
письмо

Виды речевой деятельностиУстная речь	 слушание	 говорениеПисьменная речь		чтение	 письмо

Слайд 8Формы речи
Диалог

Монолог

Формы речиДиалогМонолог

Слайд 9Формы организации деятельности детей на уроке

Учебное сотрудничество
Взаимодействие с одноклассниками и взрослыми

(в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач
Работа в паре, группе, индивидуально
Формы организации деятельности детей на уроке		Учебное сотрудничествоВзаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в

Слайд 10Основные результаты речевого развития младших школьников
Формирование коммуникативно-речевых умений.
Приобретение опыта ценностных

ориентаций.
Приобретение опыта творческой деятельности.



Основные результаты речевого развития младших школьниковФормирование коммуникативно-речевых умений. Приобретение опыта ценностных ориентаций. Приобретение опыта творческой деятельности.

Слайд 11Коммуникативно-речевые умения
1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:
- понимать

тему речевого высказывания;
- понимать основную мысль речевого высказывания;
- понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе;
- устанавливать иерархию микротем;
- выделять в тексте ключевые слова;
- осуществлять смысловую компрессию текста.



Коммуникативно-речевые умения1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:  - понимать тему речевого высказывания;  - понимать

Слайд 12Коммуникативно-речевые умения
2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:
- делить

текст на логически законченные части;
- соотносить текст с моделями речевого высказывания;
- составлять план;
- устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров;
- перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.


Коммуникативно-речевые умения2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:  - делить текст на логически законченные части;

Слайд 13Коммуникативно-речевые умения
3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами

речи:
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.


Коммуникативно-речевые умения3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи:  - пользоваться фонетическим, лексическим,

Слайд 14Коммуникативно-речевые умения
4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:
-

совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами;
- редактировать чужой текст;
- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
- осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач;
- организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач;
- создавать собственные речевые высказывания и др.


Коммуникативно-речевые умения4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:  - совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии

Слайд 15 По Демокриту, от мудрости происходит три дара:

дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо делать!
По Демокриту, от мудрости происходит три дара:

Слайд 16Направления развития речи
Развитие звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Работа над словосочетанием и предложением

в плане развития речи
Развитие связной речи
Направления развития речиРазвитие звуковой культуры речиОбогащение словаряРабота над словосочетанием и предложением в плане развития речиРазвитие связной речи

Слайд 17Развитие звуковой культуры речи
Работа над технической стороной речи:
- дыхание;
- дикция;
- звукопроизношение.
Работа

над средствами выразительности устной речи:
- логическая пауза, логическое ударение, мелодика голоса;
- тон, темп, сила голоса (громкость), тембр;
- жесты, мимика, поза и др.
Развитие  звуковой культуры речиРабота над технической стороной речи:	- дыхание;	- дикция;	- звукопроизношение.Работа над средствами выразительности устной речи:-

Слайд 18Обогащение словаря
Знакомство с новыми словами

Уточнение словаря (работа с многозначными словами)

Активизация словаря

Обогащение словаряЗнакомство с новыми словамиУточнение словаря (работа с многозначными словами)Активизация словаря

Слайд 19Способы объяснения понятий
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Этимологический анализ слова.
Показ предмета,

иллюстрации, действия.

Способы объяснения понятийМорфемный и словообразовательный анализ слова. Этимологический анализ слова.Показ предмета, иллюстрации, действия.

Слайд 20Способы объяснения понятий
Логическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший

род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия.
Развернутое описание, состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Способы объяснения понятийЛогическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший род и выделение отличительных видовых признаков

Слайд 21Способы объяснения понятий
Подбор синонимов.
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный –

мужественный, говорить – молвить - произнести.
Однако каждый из синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово.

Подбор антонимов.
Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение:
неизвестный — знакомый, далекий — близкий.


Способы объяснения понятийПодбор синонимов.	Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный – мужественный, говорить – молвить - произнести.

Слайд 22Способы объяснения понятий
Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение

слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Включение слова в тематически близкую группу слов.
Способы объяснения понятийОбъяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слова. Учащиеся легче понимают не только

Слайд 23Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Конструирование предложений
Переконструирование предложений
Работа

с моделями
Работа с деформированными предложениями

Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речиКонструирование предложенийПереконструирование предложенийРабота с моделямиРабота с деформированными предложениями

Слайд 24Развитие связной речи
Основные продукты
Рассказывание
Пересказы
Сочинение
Изложение



Развитие связной речиОсновные продуктыРассказываниеПересказы СочинениеИзложение

Слайд 25Виды пересказов и изложений
Подробные (близкие к тексту)
Выборочные
Сжатые (краткие)
Творческие
- с дополнением;
-

с изменением (в том числе с перестановкой текста);
- на основе прогнозирования текста.
Виды пересказов и изложенийПодробные (близкие к тексту)ВыборочныеСжатые (краткие)Творческие 	- с дополнением;	- с изменением (в том числе с

Слайд 26Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
Как вы думаете, о чем или

о ком пойдет речь?

Кого можно назвать притворщицей?
Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			ПритворщицаКак вы думаете, о чем или о ком пойдет речь? Кого можно

Слайд 27Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
В зоопарке Москвы живёт большая…

Кто

из больших животных может жить в зоопарке?
Кого из жителей зоопарка можно назвать притворщицей?


Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	В зоопарке Москвы живёт большая… Кто из больших животных может жить в

Слайд 28Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.

Однажды утром обезьяна неожиданно …
Что могло произойти с гориллой?

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно …Что могло

Слайд 29Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.

Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди?

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Как

Слайд 30Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Она отказывалась от еды, стонала.
Как

вы думаете, что случилось с обезьяной?
О какой причине болезни подумали служители зоопарка?
Как они поступили?

Творческое изложение на основе прогнозирования текста			ПритворщицаОна отказывалась от еды, стонала. Как вы думаете, что случилось с обезьяной?О

Слайд 31Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
Врач решил, что животное объелось.

Горилле дали лекарство и ушли.
Что могло произойти дальше?

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	 Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Что

Слайд 32Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
Обезьяна мгновенно выздоровела.
Действительно ли обезьяна

была больна? Зачем же она притворялась?

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	Обезьяна мгновенно выздоровела. Действительно ли обезьяна была больна? Зачем же она притворялась?

Слайд 33Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
Во время осмотра она вытащила ключ

из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла

Слайд 34Творческое изложение на основе прогнозирования текста
  Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.

Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди? Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.(47 слов)

Творческое изложение на основе прогнозирования текста 			Притворщица	В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Как

Слайд 35Творческое изложение на основе прогнозирования текста

Творческое изложение на основе прогнозирования текста

Слайд 36Сжатое изложение
Этапы урока сжатого изложения
Введение в тему. Задача: создание ситуации

успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев.
Постановка проблемы. Задача: актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения).
Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка.
Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом.
Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Сжатое изложение Этапы урока сжатого изложенияВведение в тему. Задача: создание ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении

Слайд 37Сжатое изложение
Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования

в соответствии с его типовой структурой.
Выделение ключевых слов каждой части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части.
Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана.
Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст.
Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости).
Написание изложения.
Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.

Сжатое изложениеДеление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования в соответствии с его типовой структурой.Выделение

Слайд 38Сжатое изложение
Воробей на часах
Как вы думаете, о чем или о ком

пойдет речь в этом тексте?
Какой это будет текст – повествование, описание или рассуждение?
Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение?
Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Сжатое изложениеВоробей на часахКак вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом тексте?Какой это

Слайд 39Л.Н.Толстой Воробей на часах
В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А

старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.
Вот показался ястреб. Он лютый враг мелких
птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый
воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб
ближе и ближе.
Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кусты.
Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают по дорожке. А часовой снова на посту.

Л.Н.Толстой  Воробей на часах	В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на

Слайд 40Виды сочинений (классификация по различным основаниям)
По источнику информации
По типу текста
По жанру
По стилю

речи
По объему
По форме организации деятельности учащихся
По цели
Виды сочинений (классификация по различным основаниям)По источнику информацииПо типу текстаПо жанруПо стилю речиПо объемуПо форме организации деятельности

Слайд 41Виды сочинений (по источнику информации)
На основе личных наблюдений и опыта
На основе чужого

(опосредованного опыта):
-по книгам (в том числе переводы);
-по картинам;
- по рассказам других людей;
- по мультфильмам, кинофильмам и др.
На основе воображения
Виды сочинений (по источнику информации)На основе личных наблюдений и опытаНа основе чужого (опосредованного опыта):	-по книгам (в том

Слайд 42Учимся создавать устные и письменные сочинения
Я САМ увидел, услышал, почувствовал

– я говорю и пишу.
Я узнал, как ощущают и отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу.
Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Учимся создавать устные и письменные сочинения Я САМ увидел, услышал, почувствовал – я говорю и пишу.Я узнал,

Слайд 43Учимся писать сочинения по картине
Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.
Каждый имеет право

на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций.
Учимся сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства.
Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Учимся писать сочинения по картинеРассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.Каждый имеет право на свое мнение о картине в

Слайд 44Чародей настроения
Золотая осень (1895)
"Левитан понял, - писал А.Головин,- как

никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы..."
Чародей настроения Золотая осень (1895)

Слайд 45И.И.Левитан Золотая осень. 1895год.

И.И.Левитан  Золотая осень. 1895год.

Слайд 46Золото листвы Зелень пожухлой травы




Золото листвы Зелень пожухлой травы

Слайд 47Промытое до прозрачной голубизны небо



Промытое до прозрачной голубизны небо

Слайд 48Художник
живописец
пейзажист
мастер кисти
Создает
пишет
Картина
полотно
репродукция

Художникживописецпейзажистмастер кистиСоздаетпишетКартинаполотнорепродукция

Слайд 49жёлтый
золотистый
багряный
красный
оранжевый
синий
голубой
темно-
синий
бледно-голубой
коричневый

жёлтыйзолотистыйбагряныйкрасныйоранжевыйсинийголубойтемно-   синийбледно-голубойкоричневый

Слайд 50Виды сочинений по типам текста
Повествование
Описание
(в том числе сравнительное)
Рассуждение:
- объяснение;
-

доказательство.

Виды сочинений  по типам текстаПовествованиеОписание 	(в том числе сравнительное)Рассуждение: 	- объяснение;	- доказательство.

Слайд 51Жанры сочинений
Рассказ
Стихотворение
Сказка
Загадка
Очерк
Статья
Объявление
Письма

Жанры сочиненийРассказСтихотворениеСказкаЗагадкаОчеркСтатьяОбъявлениеПисьма

Слайд 52Используем новые подходы и технологии
Развиваем письменноречевую деятельность детей на основе

принципов Школы Жизни.
Определяем эмоционально-смысловые доминанты текста.
Учимся искусству толкования текста - узнаем основы герменевтики.
Используем технологию ТРИЗ – теорию решения исследовательских (изобретательских задач).
Опираемся на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Используем новые подходы и технологии Развиваем письменноречевую деятельность детей на основе принципов Школы Жизни.Определяем эмоционально-смысловые доминанты текста.Учимся

Слайд 53Диагностика речевого развития младших школьников
Методика «Какого цвета звуки?»
Метод косвенной семантизации
Определение когнитивного и

функционального поля слова
Методика дополнения
Реставрация текста
Диагностика речевого развития младших школьниковМетодика «Какого цвета звуки?»Метод косвенной семантизацииОпределение когнитивного и функционального поля словаМетодика дополненияРеставрация текста

Слайд 54Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.


Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово,То рождено теплом

Слайд 55Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Жинкина Н.И. «Язык-речь-творчество», -М.Просвещение, 1998г.
2. Ладыженская Т.А.

«Живое слово. Устная речь как средство и предмет обученя», - М.Просвещение, 1999г.
3. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития», - М.Просвещение, 1998г.
Спасибо за внимание!Список литературы:1. Жинкина Н.И. «Язык-речь-творчество», -М.Просвещение, 1998г.2. Ладыженская Т.А. «Живое слово. Устная речь как средство

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть