Слайд 1
Учитель начальных классов МБОУ
«ЦО – гимназия №30» Е.В.Мартынова
Развитие речи младших школьников
Слайд 2Цель развития речи
создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно
оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Слайд 3Задачи развития речи
Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой
деятельности и механизмов речи.
Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом.
Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Слайд 4Задачи развития речи
Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению
различных способов интерпретации художественного текста.
Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора.
Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Слайд 5коммуникативно-деятельностный подход
идеи развивающего обучения
личностно-ориентированный подход
индивидуально – дифференцированный подход
художественно – эстетический
принцип
Принципы развития речи
Слайд 6
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности,
т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя)
Коммуникативно-деятельностный подход
Слайд 7Виды речевой деятельности
Устная речь
слушание
говорение
Письменная речь
чтение
письмо
Слайд 9Формы организации деятельности детей на уроке
Учебное сотрудничество
Взаимодействие с одноклассниками и взрослыми
(в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач
Работа в паре, группе, индивидуально
Слайд 10Основные результаты речевого развития младших школьников
Формирование коммуникативно-речевых умений.
Приобретение опыта ценностных
ориентаций.
Приобретение опыта творческой деятельности.
Слайд 11Коммуникативно-речевые умения
1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:
- понимать
тему речевого высказывания;
- понимать основную мысль речевого высказывания;
- понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе;
- устанавливать иерархию микротем;
- выделять в тексте ключевые слова;
- осуществлять смысловую компрессию текста.
Слайд 12Коммуникативно-речевые умения
2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:
- делить
текст на логически законченные части;
- соотносить текст с моделями речевого высказывания;
- составлять план;
- устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров;
- перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.
Слайд 13Коммуникативно-речевые умения
3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами
речи:
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.
Слайд 14Коммуникативно-речевые умения
4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:
-
совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами;
- редактировать чужой текст;
- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
- осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач;
- организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач;
- создавать собственные речевые высказывания и др.
Слайд 15
По Демокриту, от мудрости происходит три дара:
дар хорошо мыслить,
дар хорошо говорить,
дар хорошо делать!
Слайд 16Направления развития речи
Развитие звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Работа над словосочетанием и предложением
в плане развития речи
Развитие связной речи
Слайд 17Развитие
звуковой культуры речи
Работа над технической стороной речи:
- дыхание;
- дикция;
- звукопроизношение.
Работа
над средствами выразительности устной речи:
- логическая пауза, логическое ударение, мелодика голоса;
- тон, темп, сила голоса (громкость), тембр;
- жесты, мимика, поза и др.
Слайд 18Обогащение словаря
Знакомство с новыми словами
Уточнение словаря (работа с многозначными словами)
Активизация словаря
Слайд 19Способы объяснения понятий
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Этимологический анализ слова.
Показ предмета,
иллюстрации, действия.
Слайд 20Способы объяснения понятий
Логическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший
род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия.
Развернутое описание, состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Слайд 21Способы объяснения понятий
Подбор синонимов.
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный –
мужественный, говорить – молвить - произнести.
Однако каждый из синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово.
Подбор антонимов.
Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение:
неизвестный — знакомый, далекий — близкий.
Слайд 22Способы объяснения понятий
Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение
слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Включение слова в тематически близкую группу слов.
Слайд 23Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Конструирование предложений
Переконструирование предложений
Работа
с моделями
Работа с деформированными предложениями
Слайд 24Развитие связной речи
Основные продукты
Рассказывание
Пересказы
Сочинение
Изложение
Слайд 25Виды пересказов и изложений
Подробные (близкие к тексту)
Выборочные
Сжатые (краткие)
Творческие
- с дополнением;
-
с изменением (в том числе с перестановкой текста);
- на основе прогнозирования текста.
Слайд 26Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Как вы думаете, о чем или
о ком пойдет речь?
Кого можно назвать притворщицей?
Слайд 27Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живёт большая…
Кто
из больших животных может жить в зоопарке?
Кого из жителей зоопарка можно назвать притворщицей?
Слайд 28Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.
Однажды утром обезьяна неожиданно …
Что могло произойти с гориллой?
Слайд 29Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.
Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди?
Слайд 30Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Она отказывалась от еды, стонала.
Как
вы думаете, что случилось с обезьяной?
О какой причине болезни подумали служители зоопарка?
Как они поступили?
Слайд 31Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Врач решил, что животное объелось.
Горилле дали лекарство и ушли.
Что могло произойти дальше?
Слайд 32Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Обезьяна мгновенно выздоровела.
Действительно ли обезьяна
была больна? Зачем же она притворялась?
Слайд 33Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Во время осмотра она вытащила ключ
из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.
Слайд 34Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла.
Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди? Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.(47 слов)
Слайд 35Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Слайд 36Сжатое изложение
Этапы урока сжатого изложения
Введение в тему. Задача: создание ситуации
успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев.
Постановка проблемы. Задача: актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения).
Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка.
Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом.
Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Слайд 37Сжатое изложение
Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования
в соответствии с его типовой структурой.
Выделение ключевых слов каждой части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части.
Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана.
Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст.
Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости).
Написание изложения.
Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.
Слайд 38Сжатое изложение
Воробей на часах
Как вы думаете, о чем или о ком
пойдет речь в этом тексте?
Какой это будет текст – повествование, описание или рассуждение?
Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение?
Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Слайд 39Л.Н.Толстой
Воробей на часах
В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А
старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.
Вот показался ястреб. Он лютый враг мелких
птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый
воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб
ближе и ближе.
Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кусты.
Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают по дорожке. А часовой снова на посту.
Слайд 40Виды сочинений
(классификация по различным основаниям)
По источнику информации
По типу текста
По жанру
По стилю
речи
По объему
По форме организации деятельности учащихся
По цели
Слайд 41Виды сочинений
(по источнику информации)
На основе личных наблюдений и опыта
На основе чужого
(опосредованного опыта):
-по книгам (в том числе переводы);
-по картинам;
- по рассказам других людей;
- по мультфильмам, кинофильмам и др.
На основе воображения
Слайд 42Учимся создавать устные и письменные сочинения
Я САМ увидел, услышал, почувствовал
– я говорю и пишу.
Я узнал, как ощущают и отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу.
Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Слайд 43Учимся писать сочинения по картине
Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.
Каждый имеет право
на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций.
Учимся сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства.
Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Слайд 44Чародей настроения
Золотая осень (1895)
"Левитан понял, - писал А.Головин,- как
никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы..."
Слайд 45И.И.Левитан
Золотая осень. 1895год.
Слайд 46Золото листвы Зелень пожухлой травы
Слайд 47Промытое до прозрачной голубизны небо
Слайд 48Художник
живописец
пейзажист
мастер кисти
Создает
пишет
Картина
полотно
репродукция
Слайд 49жёлтый
золотистый
багряный
красный
оранжевый
синий
голубой
темно-
синий
бледно-голубой
коричневый
Слайд 50Виды сочинений
по типам текста
Повествование
Описание
(в том числе сравнительное)
Рассуждение:
- объяснение;
-
доказательство.
Слайд 51Жанры сочинений
Рассказ
Стихотворение
Сказка
Загадка
Очерк
Статья
Объявление
Письма
Слайд 52Используем новые подходы и технологии
Развиваем письменноречевую деятельность детей на основе
принципов Школы Жизни.
Определяем эмоционально-смысловые доминанты текста.
Учимся искусству толкования текста - узнаем основы герменевтики.
Используем технологию ТРИЗ – теорию решения исследовательских (изобретательских задач).
Опираемся на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Слайд 53Диагностика речевого развития
младших школьников
Методика «Какого цвета звуки?»
Метод косвенной семантизации
Определение когнитивного и
функционального поля слова
Методика дополнения
Реставрация текста
Слайд 54Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин
Слайд 55Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Жинкина Н.И. «Язык-речь-творчество», -М.Просвещение, 1998г.
2. Ладыженская Т.А.
«Живое слово. Устная речь как средство и предмет обученя», - М.Просвещение, 1999г.
3. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития», - М.Просвещение, 1998г.