Слайд 1Развитие речи детей подготовительной к школе группы, через дыхательные игры и
упражнения
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Дронова Татьяна Викторовна
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание –
основа здоровья и долголетия».
К.С.
Станиславский
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Слайд 3ПРОБЛЕМА
Работая с детьми подготовительной к школе группы, возникла проблема с
тем, что у них недостаточно развита речь. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации (диагностика), определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною были выбраны дыхательные игры и упражнения, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Слайд 4Цель:
Развитие речи детей подготовительной к школе группы, через дыхательные игры
и упражнения .
Слайд 5Задачи:
провести и проанализировать диагностику по развитию речи у детей подготовительной к
школе группы;
изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме и познакомиться с опытом коллег;
- создать условия для игр и упражнений на дыхание детей посредством обогащения предметно-развивающей среды с привлечением родителей;
- составить план мероприятий по развитию партнёрских отношений с родителями в сфере развития правильного речевого дыхания у детей;
-составить план мероприятий по работе с детьми подготовительной к школе группы по формированию речи, через дыхательные игры и упражнения.
Слайд 6Участники: воспитатель подготовительной к школе группы, дети подготовительной группы, родители, логопед.
Сроки реализации
проекта: краткосрочный -3 месяца.
Слайд 7Диагностика детей подготовительной к школе группы по развитию речи
Для
обследования речи использовала диагностику развития речи под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. На начало года диагностика показала, что в группе у высокий уровень – 36%, средний уровень -47%,
17% - низкий уровень развития речи. Чтобы повысить уровень развития речи детей подготовительной к школе группы я решила использовать дыхательные игры и упражнения.
Слайд 8Анкета для родителей
-Знаете ли вы, что такое речевое и физиологическое дыхание?
-Как
дыхание влияет на речь ребенка?
-С помощью, каких игр и упражнений можно развить речевое дыхание?
-Как вы считаете, для чего необходимо развивать речевое дыхание Вашего ребенка еще в детском саду?
-Есть ли дома уголок для развития речевого дыхания
Вашего ребенка средствами дыхательных игр и упражнений?
-Как часто Вы уделяете время и внимание совместным играм и упражнениям на дыхание?
Спасибо за сотрудничество!
Слайд 9 РЕЗУЛЬТАТ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: В целом, по опросу родителей можно сделать
следующие выводы. Родители осознают актуальность развития речи ребенка подготовительной к школе группы, но не верно понимают свою приоритетную роль в этом вопросе, не большая часть родителей создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Но практически все родители считают, что достаточно правильного звукопроизношения и ребенок уже не нуждается в дальнейшем становлении речи. Родители плохо осведомлены о нормах речи, т. к. в данное время подавляющееся большинство детей имеют различные нарушения речи, а по данным опроса 98% родителей считают речевое развитие детей как соответствующее возрасту.
Слайд 10ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Содержание
-Подбор материала, литературы по теме проекта, ознакомление с опытом коллег
(интернет ресурсы);
-Выявить уровень развития речи у детей подготовительной к школе группы (диагностика);
-Определить насколько готовы родители к активному сотрудничеству (анкетирование);
-Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта;
- Составить план деятельности для достижения цели;
-Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Слайд 11ОСНОВНОЙ ЭТАП
(РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА)
Содержание
-Развитие речи детей через дыхательные игры и упражнения
;
- выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения;
-тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.
-способствовать развитию артикуляционного аппарата детей через дыхательные игры и упражнения.
Слайд 12ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Выработка воздушной струи является одним из необходимых
и значимых приемов для развития речи. Работу по развитию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность лучше развивать речь детей.
Данный проект работает уже три месяца. Дети очень довольны, с радостью выполняют все упражнения. Родители стали отмечать динамику в развитии речи детей.
Слайд 13ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Игры и упражнения на развитие длительного плавного выдоха.
2. Игры
и упражнения на развитие глубокого вдоха.
3. Игры и упражнения на развитие физиологического дыхания и его силы.
4. Игры и упражнения на развитие силы голоса и речевого дыхания.
5. Игры и упражнения на развитие дыхания при произношении гласных и согласных звуков.
6. Игры и упражнения на развитие дыхания при произношении слогов, слов и предложений.
Слайд 14КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. У детей подготовительной группы сформируется навыки правильного речевого дыхания.
2.
Будет разработана картотека по формированию речевого дыхания «Послушный ветерок».
3. Практическое применение продуктов проекта в различных видах деятельности.
4. Повышение грамотности родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Слайд 15 Параметры правильного ротового выдоха:
выдоху предшествует сильный вдох через нос –
«набираем полную грудь воздуха»;
выдох происходит плавно, а не толчками;
во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Слайд 16 Продолжительность игровых упражнений:
5 – 8 минут в проветриваемом помещении;
упражнение повторяется
3 – 5 раз;
дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
обязательно чередовать с другими упражнениями.
Слайд 17РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для привлечения внимания со стороны родителей к дыхательным
играм и упражнениям , я подготовила наглядную агитацию, которую расположила в раздевалке: «Формирование правильного речевого дыхания», «Дышим правильно- говорим легко», «Игры для развития речевого дыхания своими руками», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»; провела беседы, как индивидуальные, так и коллективные, в которых рассказала родителям о влиянии дыхательных игр и упражнений на развитие речи детей. Предложила родителям , совместно с детьми изготовить «Игры на дыхание своими руками дома».
Слайд 18 В группе пополнила предметно-развивающую среду ( совместно с родителями)
Слайд 25Воздушные шары
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я
надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
Слайд 26Оживи картинку. Отгадай, что нарисовано
Слайд 29Плыви, кораблик
В небе солнышко сияет,
Ветерок волной играет.
Слайд 32Упражнения на дыхание.
«Чья птичка дальше улетит?» «Понюхаем цветочек»
Слайд 33«Чей пароход лучше гудит?»
«Снежинки»
Слайд 35«Пилка дров».«Погреемся на морозе».«Дровосек»
Слайд 38Результативность:
В результате проведённой работы выявлен сравнительный анализ, который показал значительные продвижения
в развитии речи детей: высокий уровень – 38%, средний уровень -51%, 11% - низкий уровень развития речи. Дети стали более активны и эмоциональны. Повысилась заинтересованность родителей. Они принимают участие в оборудовании дидактического уголка по данной теме.
Данные игры и упражнения способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе развития речи детей.
Слайд 39Используемая литература и интернет-ресурсы:
-Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников
с нарушениями речи»;
-Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»;
-Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999;
-Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987;
-http://ped-kopilka.ru/blogs/ivleva-irina/igrovoi-kompleks-dyhatelnoi-gimnastiki.html
-http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-na-razvitie-rechevogo-dyhanija-v-srednei-starshei-grupe.html