Слайд 1
«Развитие познавательных УУД
у учащихся 4 класса
при решении текстовых задач»
Выполнила:
учитель МБОУ СОШ №179
г. Нижнего Новгорода
Панина
Александра Владимировна
2017-2018 учебный год
Слайд 2Пояснительная записка
Особую роль в нашей жизни играет умение решать задачи.
Ведь жизнь ставит перед каждым человеком множество задач, которые требуют от человека умения рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать умозаключения. Школьные задачи готовят человека к взрослой жизни. В процессе анализа и решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развиваются логическое мышление, развивается речь учащихся. Поэтому текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики в системе, направленной на общее развитие школьников.
В системе Л.В. Занкова основная линия работы с задачами направлена на формирование умений работать с текстом, вторая линия посвящена различным преобразованиям текста задачи и наблюдениям за теми изменениями в её решении, которые возникают в результате этих преобразований. Данная работа ведётся на протяжении трёх лет обучения.
Особенностью работы в 4-ом классе является решение задач на движение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях), сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, решение задач алгебраическим методом, сравнение арифметического и алгебраического методов решения, нахождение рационального способа решения.
Слайд 3Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися
в соответствии с возрастными особенностями
Слайд 5Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
широкий интерес к новому учебному материалу,
способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
способность реализовывать собственный творческий потенциал, применяя математические знания; проекции опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни
Слайд 6Ожидаемые результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать смысл учебных задач и вносить в них
свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
самостоятельно находить несколько вариантов решения;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
воспринимать мнения сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение;
прогнозировать результаты своих действий;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Слайд 7Ожидаемые результаты
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации;
кодировать и перекодировать информацию в
знаково – символической или графической форме;
на основе кодирования самостоятельно строить модели задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей;
проводить сравнение, анализ, классификацию, обобщение, устанавливать аналогии;
сроить индуктивные и дедуктивные рассуждения
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа действий конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
Слайд 8Ожидаемые результаты
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
Принимать участие в работе парами и группами;
Допускать существование
различных точек зрения, уважать чужое мнение;
Координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях
Обучающийся получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и соотносить её с позициями партнёров для выработки совместного решения;
понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;
аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров
Слайд 9Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-3 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи на нахождение части величины (две трети, пять седьмых и т.д.);
решать задачи в 3 – 4 действия, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»; отражающие процесс движения одного или двух тел в одном или противоположных направлениях, процессы работы и купли – продажи;
находить разные способы решения задачи;
сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
составлять задачу по её краткой записи или с помощью изменения частей задачи;
решать задачи алгебраическим методом.
Слайд 10Используемые технологии, методы, формы организации деятельности
Слайд 11Организация учебной деятельности учащихся строится на основе
системно- деятельностного подхода
ориентация на достижение
цели и основного результата
образования
опора на современные
образовательные технологии
деятельностного типа
Слайд 12Современные образовательные технологии деятельностного типа:
проблемно – диалогическая технология;
технология мини
– исследования;
организация проектной деятельности;
оценивания образовательных
достижений (учебных успехов);
ИКТ – технология
Слайд 13Современные педагогические технологии
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированный подход;
исследовательская деятельность;
проектный
метод;
дифференцированный обучение;
игровые технологии.
Слайд 14Современные педагогические технологии
ИКТ - технологии
Слайд 16Система деятельности
Сравнение задач, различных по сюжету (процессы движения, работы, купли –
продажи и др.), но сходных по характеру математических отношений в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Решение задач на движение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях).
Решение задач алгебраическим методом.
Сравнение алгебраического и арифметического методов решения задачи.
Преобразование задач в более простые или более сложные.
Решение задач рациональным способом.
Работа с текстом задачи.
Составление краткой записи задачи, чертежа, схемы.
Составление схемы анализа задачи.
Составление плана решения задачи.
Слайд 18Календарно-тематическое планирование
Слайд 19Календарно-тематическое планирование
Слайд 20Календарно-тематическое планирование
Слайд 21Календарно-тематическое планирование
Слайд 22План – конспект урока
УРОВЕНЬ КЛАССА: 4 класс
ТЕМА УРОКА: «Решение задачи с
помощью уравнения»
ТИП УРОКА: открытие нового знания
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проек-
тор, интерактивная доска.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: компьютерная
презентация.
Слайд 23Цели и задачи урока
образовательные: формирование представления у учащихся о новом способе
решении текстовой задачи с помощью уравнения; совершенствовать умение решать текстовые задачи арифметическим способом, преобразовывать их.
развивающие: способствовать развитию логического мышления (операций анализа, синтеза, сравнения) в процессе работы над текстовой задачей, внимания, речи, коммуникативных навыков учащихся
воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность, волевые качества учащихся
Слайд 25Формируемые УУД
Личностные: формирование широкого интереса к новому учебному материалу.
Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем ставить новые учебные задачи, умение осуществлять самоконтроль.
Познавательные: постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, синтез, сравне-ние, кодирование информации в графическую схему.
Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника, учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Слайд 26
Этап актуализации знаний
и мотивации учебной деятельности.
На этих этапах я организую
работу в парах с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, постановки учебных задач урока.
Расположи корни уравнений в порядке возрастания и составь слово.
х:60=7 Ч
560:х=8 Д
15х=300 А
х-72=425 А
17х+3х=80 З
31у-22у=810 А
Какая взаимосвязь между задачей и уравнением?
Слайд 27
Этап введения проблемной ситуации.
На этом этапе я создаю проблемную
ситуацию с помощью проблемной задачи и организую груп-повую работу с целью включения учащихся в активную продуктивную деятельность. Этап пред-полагает создание затруд-нения в деятельности учащихся и определение причин этого затруднения.
Реши задачу
по действиям.
Для украшения
новогодней ёлки ученики сделали хлопушки, фонарики и снежинки – всего 138 штук. Фонариков оказалось на 3, а снежинок – в 3 раза больше, чем хлопушек. Сколько было сделано хлопушек?
Слайд 28
Этап открытия нового знания.
Учащиеся под руковод-ством учителя открыва-ют новый
способ реше-ния задачи с помощью уравнения. При состав-лении уравнения уча-щимся предлагается по-шаговая помощь.
Пошаговая помощь.
Составь схему задачи.
Удобно ли обозначить буквой количество хлопушек?
Как выразить через неизвестное число хлопушек количество фонариков? Количество снежинок?
Какое выражение соответствует всем сделанным детьми игрушкам?
Составь уравнение.
x + (x + 3) + 3x = 138
Слайд 29
Этап первичного закрепления.
Учащимся предлагают-ся задания с использо-ванием нового способа
действий, которые они выполняют самостоя-тельно с последующей самопроверкой и объ-яснением своих рас-суждений.
Измени условие
задачи, чтобы её
решение стало
короче. Составь
уравнение.
Проверь по образцу.
1способ: x + 30 + 3x = 138
2способ: x + (x + 3) + 81 = 138
Слайд 30Мониторинг предметных результатов.
Работа с текстовыми задачами
Слайд 31Мониторинг предметных результатов.
Работа с текстовыми задачами
Диагностика уровня анализа и синтеза
Слайд 32Мониторинг предметных результатов.
Работа с текстовыми задачами
Диагностика степени сформированности действия моделирования
Слайд 33
Мониторинг предметных результатов.
Работа с текстовыми задачами
Слайд 34Мониторинг предметных результатов. Работа с текстовыми задачами
Слайд 35Мониторинг предметных результатов. Работа с текстовыми задачами