Слайд 1«Развитие познавательных способностей дошкольников с ЗПР через знакомство со сказкой »
Ефанова
Светлана Анатольевна: учитель-дефектолог высшей категории
Слайд 2В ФГОС используются три термина:
«познавательное развитие»;
«познавательные интересы»;
«познавательные действия».
Слайд 3Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в
познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
А способности, в свою очередь рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
(ФГОС)
Слайд 4Познавательные интересы –
это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о
качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. (ФГОС)
Слайд 5Познавательные действия – это
активность детей, при помощи которой, он стремится
получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. (ФГОС)
Познавательная активность – это
«внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях и операциях» (М.Лисина)
Слайд 6Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
(ФГОС пункт 1.4.7.)
Негативные факторы,
влияющие на речевую функцию и поисково-
познавательную и активность:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения
родителей и детей;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития
речи, что проявляется либо в его необоснованной
интенсификации, либо в равнодушном к нему
отношении;
- пассивность детей в познавательной деятельности
(ориентация на готовые задания);
- глобальное снижение уровня речевой и познавательной
культуры в обществе.
- нарушенное развитие, проявляющееся задержке
психического развития, ведёт к снижению
познавательных способностей и возможностей детей.
Слайд 8Сказки в познавательном развитии детей
выполняют следующие функции:
- расширяют
представления о мире;
- помогают осваивать такие средства восприятия
мира, как временные и причинно-следственные
связи событий,
- реализуют освоение моделей человеческого
поведения в разных обстоятельствах;
- обеспечивают формирование
эмоционально-ценностных установок
по отношению к разным аспектам
действительности
Слайд 9Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития. (ФГОС)
Система работы по познавательному развитию,
состоящая из взаимосвязанных между собой компонентов:
* создание условий, способствующих, реализации
познавательного развития воспитанников, их творческого
потенциала (кадровое обеспечение, учебно-методическое
обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
* организация образовательного процесса (работа с детьми и
партнёрские отношения с родителями);
* использование современных технологий по познавательному
развитию детей.
Слайд 10 В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС
названа
Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
(3.3.1.1)
Слайд 11 Сотрудничество с семьей строим по
следующим направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный процесс,
организованный дошкольным учреждением;
- повышение психолого-педагогической культуры
родителей осуществляется через родительские
собрания и конференции, консультации. Педагоги
оформляют папки - передвижки, выпускаются
информационные листы для родителей.
- обеспечение единства воздействий
детского сада и семьи в вопросах
познавательного развития
воспитанников
Слайд 12Сказки - при правильном их подборе и использовании - могут удовлетворить
если не всю, то большую часть познавательных интересов детей.
Для детей 5 – 6-ти лет:
• Тема «Овощи» - сказка «Репка».
• Тема «Семья» - сказка «Три медведя».
• Тема «Дикие животные» - сказка «Колобок», «Теремок»
• Тема «Домашние животные и птицы» - сказка «Петушок и Бобовое зёрнышко».
• Тема «Домашние вещи (посуда, мебель)» - «Три медведя».
• Тема «Профессии (строитель)» - сказка «Три поросёнка».
• Тема «Весна» - сказка «Заюшкина избушка».
• Тема «Насекомые» -
сказка «Муха-Цокотуха» К.И, Чуковского.
Слайд 13Для детей 6 – 7-ми лет:
• Тема «Растения» - сказка «Мужик
и медведь».
• Тема «Осень в природе» - сказка «Маша и Медведь».
• Тема «Перелётные птицы» - сказка «Серая Шейка»
Д. Мамина-Сибиряка.
• Тема «Домашние птицы» - сказка «Гадкий утёнок»
• Тема «Домашние вещи ( посуда, мебель )» - сказка
«Федорино горе» К.И. Чуковского.
• Тема «Домашние животные» -
сказка «Волк и семеро козлят»
Идеи сказки:
(по Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой )
* Окружающий мир - живой. В любой момент всё может
заговорить с нами.
* Ожившие объекты окружающего мира способны
действовать самостоятельно, они имеют право на свою
собственную жизнь.
* Разделение добра и зла, победа добра. Это необходимо
для поддержания у ребёнка положительного
эмоционального состояния и стремления к
лучшему.
* Самое ценное достигается через испытание, а то,
что далось даром, может быстро уйти.
* Вокруг нас много помощников, но они
приходят на помощь только в том случае,
если мы не можем справиться с заданием
самостоятельно даже с приложением усилий.
Слайд 15Перед использованием каждая сказка подвергается дидактической обработке:
-содержание дополняется, изменяется, сокращается.
Это необходимо для акцентирования внимания на
решении необходимых задач, во избежание отвлечения
ребёнка на сюжет.
- подбираются задания на развитие, коррекцию
познавательных процессов и личностных проявлений,
которые «вплетаются» в сказочный сюжет, ситуацию,
подходят к герою;
- подбираются методы работы с учётом
индивидуализации и дифференциации
(вопросы по сказке; работа с
иллюстрациями, модели, схемы,
карточки с заданиями).
Слайд 16При работе со сказкой решаются коррекционные и образовательные задачи:
* формирование элементарных
навыков учебной
деятельности;
* коррекция, развитие познавательных процессов;
* формирование и уточнение сенсорных представлений;
*активизация представлений об
окружающем мире и развитие речи;
* формирование элементарных
математических представлений
Слайд 17Алгоритм работы со сказкой:
- к каждой сказке подбираются
иллюстрации, а к ним
соответствующий тест.
Таким образом, сказка разбивается на смысловые части, фрагменты.
- к каждой такой части можно
придумать разнообразные задания
Слайд 28Организация работы по применению «сказочных занятий»
соответствует
общим принципам организации
коррекционной работы:
* охрана и укрепление здоровья детей ( возможность
проведения образовательной деятельности в динамическом
режиме –«путешествия»),
* пути, методы, средства педагогического воздействия
используются в соответствии с уровнем психического
развития;
*индивидуализация и дифференциация приёмов, методов и
средств
*положительное эмоциональное отношение со стороны ребёнка
к предложенной деятельности (сама сказка как игра создаёт
подобную атмосферу);
* возможность создания ситуации успешности для каждого
ребёнка.