Слайд 1Развитие познавательных процессов учащихся младших классов
на занятиях курса
«Умники и умницы» в рамках введения ФГОС
Учитель начальных классов: Соколова О.А.
Слайд 2 Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Слайд 3 Особенности организации учебного процесса:
- материал каждого занятия рассчитан на 35-40
минут;
- отсутствие отметок;
- применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения;
- самостоятельное решение детьми поисковых задач;
- коллективное обсуждение;
- коллективная проверка решения задач;
- используются задачи разной сложности;
- ребенок сам оценивает свои успехи;
- один вид деятельности сменяется другим;
- реализован принцип «спирали» .
Слайд 4 Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект:
а) двух рабочих тетрадей
для учащихся на печатной
основе;
б) методического
руководства
для учителя;
В) программы курса РПС.
Слайд 5Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Слайд 6Модель занятия :
- «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты);
- РАЗМИНКА (3 минуты);
- Тренировка
и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления;
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут);
Решение творческих поисковых задач;
- КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минут)
- РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХХ ЗАДАЧ.
Слайд 7«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 мин).
«Качания головой»
( упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд)
«Ленивые восьмерки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Слайд 8РАЗМИНКА
Задания на формирование коммуникативных УУД :
1. Его любимая фраза: «Ребята!
Давайте жить дружно!» Кто это?
2. Какими нотами можно измерить пространство?
3. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. Кто это?
4. Стоят в поле сестрицы, платьица белены, ша-почки зелены. Что это?
5. У кого есть шапка без головы, нога без сапога?
6. Кто из обитателей болот стал женой царевича?
7. Что можно разбить, получив не выговор, а благодарность?
8. 7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже: 8 карандашей или 9 тетрадей?
9. На сколько частей разделили отрезок, если на нём поставили 3 точки?
10. Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?
Слайд 9Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти,
внимания, воображения, мышления .
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
задания на совершенствование
воображения;
задания на развитие логического
мышления.
Слайд 15Задания на развитие и совершенствование воображения.
Слайд 16Задания на развитие и совершенствование воображения.
Слайд 17Задания на развитие и совершенствование воображения.
Слайд 20ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных
занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Слайд 21Творческо-поисковые задачи
У диверсанта обнаружена шифровка. В этой записке самым простым
способом зашифрована секретная информация. Всмотритесь внимательно в текст и постарайтесь сообразить, что хотел шпион сообщить своему связному.
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ОБЕЩАЛИ МНЕ ЕЖЕДНЕВНО БРАТЬ ОКОЛО МАГАЗИНА БОЛЬШИЕ АРБУЗЫ.
В ДОМЕ БОМБА
Слайд 22ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Различаются ли по смыслу следующие пары предложений? Если да,
то укажите, в чём именно это отличие:
а) Ему медведь на ухо наступил. Медведь ему наступил на ухо.
б) У него денег куры не клюют. Куры у него не клюют денег.
в) Не делай из мухи слона. Не изготавливай из мухи слона.
Сколько слов здесь записано? Составь с ними словосочетания, поясняющие их значение:
ХЛОПОК, ПИРОГИ, ОКУНИ, СОЛИ, ПРЯДИ, СРЕЗАЛ, ЗАМОК, МУКИ, СУШИ, ПИЩИ, ПОЛЫ, ДАЛИ, БЕРЕГУ, ПИЛА, ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ВЕЛИ
Слайд 23КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минут)
Моргания (полезно при всех нарушения зрения):
моргайте на каждый вздох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же . Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
«Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Слайд 24Логические задачи повышенной трудности (нестандартные задачи)
Шнур длиною 32 метра складывают пополам
и разрезают в месте сгиба. Полученные куски снова складывают пополам и разрезают. Так делают до тех пор, пока не получают отрезки длиной по два метра. Сколько раз придётся повторить операцию разрезания?
15 РАСПИЛОВ
Слайд 25Учись решать, стараясь рассуждать.
Сосчитай, сколько в комнате кошек, если в каждом
из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?
4 КОШКИ
Слайд 26Учись решать, стараясь рассуждать.
На столе лежат книги, которые надо упаковать. Если
их связать по две, то останется одна лишняя книга, если по 3 – то две книги, а если по 4, то останется три книги. Найди наименьшее число, удовлетворяющее этим условиям.
11 КНИГ
Слайд 27Заключение:
Таким образом у детей формируется логическое мышление, связная
речь (монолог, диалог), ученики учатся дискутировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Слайд 28Развитие и формирование
Внимание
Наблюдательность
Память
Быстрота реакции
Воображение
Общеучебные умения и навыки
Логическое мышление
Речь
Сенсорная сфера
Двигательная сфера
Я -