Слайд 1г.Самара 2017
Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в условиях
предметно- развивающей среды .
МБОУ Школа № 176 Дошкольные группы Воспитатель: Борисова М.И.
Слайд 2Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и
развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Слайд 3Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут
влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Слайд 4
главные требования к интегральной среде для всестороннего развития ребенка:
Среда должна
быть гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов ,необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка.
Среда должна быть достаточно связанной , позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому , выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны взрослого так со стороны ребенка.
Слайд 5Задачи развивающей среды
Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,
их физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Слайд 6
Компоненты развивающей среды
Социальный
компонент
Взаимопонимание и
удовлетворенность
всех субъектов
взаимоотношениями.
Пространственно-
предметный
компонент
Интегральная
среда для
всестороннего
развития ребенка
Психодидактический
компонент
Педагогическое
обеспечение
развивающих
возможностей
ребёнка
Слайд 7Основные принципы построения развивающей среды
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован
на организацию пространства для общения взрослого с ребенко
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды
3. Принцип стабильности – динамичности - ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды.
6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».
Слайд 8Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из них, которые
интересны малышу в данный период времени.
Очень важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.
Слайд 94 основных вида деятельности ребенка:
игровая;
продуктивная;
познавательско-исследовательская;
двигательная.
Слайд 10Уголок конструктивной деятельности
Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает эту зону
для детей очень привлекательной.
Слайд 11Играем с куклами.
В этой игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни.
Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций.
Как интересно ребёнку выполнять роль взрослого. Это вселяет в него уверенность, учит «взрослой» жизни
Слайд 12Уголок двигательной активности
Использование массажных ковриков и нестандартного спортивного оборудования формирует интерес
к занятиям физкультурой.
Слайд 13Уголок сенсорного развития
Пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, втулочки, кнопочницы,
шнуровки. Всё это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта.
Слайд 14Материальная база ДОУ включает следующие разделы:
1. Оборудование помещений для создания развивающей
среды
2. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:
Слайд 15Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка
Оборудование для развития
общих движений;
Игровые средства для развития моторики;
Игровые средства для развития сенсорного восприятия;
Игровые средства для развития мышления;
Игровые средства для развития речи и языка;
Игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
Игровые средства для социально-эмоционального развития;
Игровые средства и материалы для творческого развития;
Игровые средства и оборудование для организации сюжетно-ролевой игры.
Слайд 16Предметная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе
роста детей.
Развивающая среда является развивающей если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.