Слайд 1РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель-логопед
ГБОУ Школа №1302
Лактаева М.А.
Слайд 2ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в зависимости от количества участников)
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ (речь одного человека обращенного
к слушателю или самому себе)
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ (обмен информацией между двумя или несколькими собеседниками)
Слайд 7КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ МОНОЛОГА
Информационная (информация о предмете или явлении);
Воздействующая (убеждение в правильности
мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
Эмоционально-оценочная (личное отношение или оценка событий).
Слайд 8ТИПЫ МОНОЛОГА
(по цели высказывания )
Информационная (передача знаний- лекции, отчёты, сообщения,
доклады…)
Убеждающая (обращение к эмоциям слушателей- поздравительная, торжественная, напутственная…)
Побуждающая (побуждение к действиям- политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест…)
Слайд 9СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Последовательная (цепная) связь- это своеобразная цепочка, в которой то,
что было новым (Н) в предыдущем предложении, становится данным (Д) в последующем предложении.
Летом (Д1) я гостил в деревне (Н1). Деревня (Д2) стояла на берегу реки (Н2). По ней (Д3) плыли белые пароходы, длинные плоты (Н3).
Д1 — Н1 Д2 — Н2 Д3 — Н3
Слайд 10Параллельная связь- предложения сопоставляются друг с другом, при этом возможно сравнение
и противопоставление, возникает пучок мыслей.
Монолог (Д1)- это форма связной речи (Н1). Он (Д2) представляет собой связное высказывание одного человека (Н2). Эта форма речи (Д3) протекает относительно долго по времени (Н3).
Д1, Д2, Д3- Н1- Н2- Н3
Слайд 11ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
тропы (метафора (переносное значение слова- глазное яблоко, серебристый ручей),
сравнение, эпитеты (слова, усиливающие выразительность и образность определений- яркий голос, умелые руки))
аллегории (иносказательное изображение абстрактного понятия, персонификация человеческих свойств- лиса-хитрость, сон- царство Морфея)
метонимии (перенос слов по смежности- человек в черном, краса моя ненаглядная)
перифразы (замена понятий иносказательным неделимым выражением- черное золото (нефть) и т.п.
Слайд 13Специфика описательного монолога
1. Наличие объекта речи, или объекта описания.
2. Перечисление
внешних признаков объектов (жанры описания — портрет, интерьер, пейзаж) или внутренних признаков объектов (жанр описания- характеристика).
3. Статичность (фотография предметов, явлений, запечатленных в какой-то определенный по времени момент).
4. Структура описания включает в себя:
-общую характеристику объекта,
-последовательное перечисление отдельных признаков;
-оценочное суждение, вывод.
5. Использование специфических речевых средств:
-существительные, называющие части или детали объектов;
-прилагательные, характеризующие особенности объекта описания;
-тропы (эпитеты, сравнения, метафоры и др.);
-синонимы, антонимы, многозначные слова;
-глаголы в описании применяются редко: они нужны для определения временных признаков объекта описания.
Слайд 14Специфика повествовательного монолога
1. Тема сообщения, его обобщенное содержание.
2. Действующие лица
(главные действующие лица, второстепенные и эпизодические персонажи).
3. Изложение событий, развитие действий героев или состояний предмета.
4. Динамичность повествования, последовательная смена событий, развитие сюжета.
5. Жесткая композиция и структурное построение:
1) экспозиция;
2) завязка, или начало действия;
3) последовательное развитие событий;
4) кульминация (момент наивысшего эмоционального напряжения в изложении событий);
5) развязка (завершающее действие).
Слайд 15Специфика монолога-рассуждения
Структура
1) тезис (утверждение или отрицание чего-либо);
2) подтверждение, доказательство
тезиса путем аргументации;
3) вывод-заключение
Речевые средства (сложные речевые конструкции)
Слайд 16Задачами при формировании у детей монологической речи являются:
1. Развивать связную монологическую
речь.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать словарь детей.
4. Поддерживать интерес к рассказыванию.
5. Уделять особое внимание детям с нарушением речи.
6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.
Слайд 18Методы формирования монологической речи
Пересказ монологических текстов, рассказы о реальных и
воображаемых событиях и предметах.
Сочинение- создание различных видов творческих рассказов и сказок.
Слайд 19ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ НАГЛЯДНОСТИ
описание предметов на основе их восприятия;
описание предметов
по представлению (из опыта);
описание картин (предметных, сюжетных и пейзажных);
оречевление действий и последовательности действий;
складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;
выстраивание серии сюжетных картинок в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.;
игры типа «Разложи и объясни»;
игра «Небылицы в картинках»;
выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке (картинки с проблемным сюжетом Т.А.Ткаченко);
отгадывание загадок с опорой на картинку в играх типа «Найди отгадку».
Слайд 20Задания без наглядной основы
разучивание стихотворений;
беседы по содержанию произведений художественной литературы;
речевые
логические задачи;
объяснение пословиц;
загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал;
составление высказываний-рассуждений на предложенную тему;
проблемно-речевые ситуации;
анализ образца рассказывания;
составление рассказов на основе воображения;
придумывание рассказа по плану воспитателя;
придумывание рассказа на заданную тему;
совместное рассказывание;
восстановление рассказа;
придумывание сюжетного рассказа по игрушке;
рассказывание сказок по-новому.
Слайд 21Развитие образности речи
упражнения в словообразовании
придумывание эпитетов
подбор сравнений
подбор
синонимов
выбор антонимов