Слайд 1МБДОУ « Детский сад № 4 п. Николаевка
«Развитие логического мышления
детей
старшего дошкольного
возраста посредством
логико - математических игр».
Воспитатель: Л. Р. Гвардиян
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс.
Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребенка.
Слайд 3 Игра-это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Слайд 4Цель:
-способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.
-формировать стремление к
самостоятельному познанию и размышлению
Слайд 5
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать
умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Слайд 6наглядные
Методы формирования основ логического мышления у старших дошкольников
Словестные
словесные
практические
игровые
Слайд 7
обобщение
сравнение
сравнение
анализ
синтез
абстрагирование
систематизация
аналогия
сериация
классификация
Основные мыслительные операции
Развитие основ логического мышления
старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Слайд 8Логическое мышление и дидактическая игра
Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать
мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Слайд 9Средства, развивающие логическое мышление
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в
природных и социальных явлениях.
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
Слайд 10Для решения поставленных задач, была проведена следующая работа:
1) В группе
создана предметно-развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
2) Подобраны логико-математические игры, способствующие развитию основ логического мышления.
Слайд 11Играя, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды
по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.
Слайд 12Развивает:
-умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
-умение конструировать
плоскостные и объемные фигуры, внимание, память, пространственное и логическое мышление,
воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.
Слайд 13Развивающая игра-:
«Найди тень».
Развивает:
-освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
-умение строить
симметричные и несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве;
-умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;
-пальцевую и кистевую моторику рук.
Слайд 14Цель:
• Развивать у детей представление о числе;
• Научить их измерению с
помощью мерки;
• Развивать комбинаторные способности;
• Познакомить с ориентированием;
• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Игры с счетными палочками
Слайд 15Игра - головоломка «Танграм».
Цель:
-развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности
Ребенку надо создать на
плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Слайд 16Игры в шашки.
Цель:
-развитие логического мышления;
-развитие и совершенствование интеллекта ребенка;
-умение находить способы
решения в сложной ситуации;
-формирование усидчивости и целенаправленности.
Слайд 17Конструирование
Цель:
-развивает мышление,воображение,умение из множества мелких деталей создавать единый образ
Слайд 18Логически задачки
Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в
красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
Три рыбки плавали в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Слайд 19Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики.
Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Заключение