Слайд 1«Развитие литературных способностей обучающихся младших школьников в рамках реализации программы внеурочной
деятельности по ФГОС. Авторская образовательная программа «Литературное творчество»
Мухтарова Зугра Зульфаровна
«Педагог – исследователь-2012», Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории МОБУ СОШ № 11 городского округа город Нефтекамск РБ
Слайд 2
Авторская программа кружка «Литературное творчество»
Слайд 3Цель программы :
развитие творческого потенциала и способностей детей в
рамках внеурочной деятельности.
Слайд 4Задачи образовательной программы
1. Ознакомить обучающихся глубже с историей возникновения устного народного
творчества, ребусов и кроссвордов, с поэзией великих русских и зарубежных поэтов.
Слайд 52. Обучить детей простейшим приемам самостоятельного сочинения песен, загадок, чистоговорок, сказок
и других произведений фольклора, четверостиший на заданные рифмы, сочинений – миниатюр, составления ребусов и кроссвордов.
3. Формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи при выполнении творческих работ, умело проявляя активность, фантазию,
интерес, большое желание, индивидуальность и творчество.
Слайд 64. Создать условия для развития у детей творческих способностей в области
литературы, личности каждого ребенка, положительных эмоций и волевых качеств, раскрытия его способностей к творчеству, формирования стремления ребенка к постоянному размышлению и поиску, развития широты и гибкости ума, ответственности, коммуникабельности.
Слайд 75. Активизировать словарный запас детей, развивать речь как устную, так и
письменную.
6. Воспитывать интерес и уважение к устному народному творчеству, к величайшему достоянию национальный культуры каждого народа.
Слайд 87. Оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих
возможностей.
8. Воспитывать умение работать в коллективе, группе, в паре, в одиночку.
Слайд 9Контингент обучающихся -
обучающиеся 2 – 4 классов.
Курс рассчитан на
3 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем часов – 192.
Слайд 10Ожидаемые результаты:
личностными результатами являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
и уважения к обычаям, традициям многонационального народа России, к русской литературе;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Слайд 11Метапредметными результатами:
Регулятивные умения:
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, конкурсах, и т.д.
Слайд 12Познавательные умения:
-уметь выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических
и монологических высказываний по изученной тематике;
-уметь использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
- уметь осуществлять самооценку выполненных творческих работ и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
Слайд 13Коммуникативные умения:
- уметь составлять связное устное высказывание;
-уметь соблюдать орфоэпические и грамматические
нормы;
-уметь соблюдать интонационно-значимые части высказывания;
- уметь выражать свое мнение и аргументировать его;
- уметь оформлять творческие работы;
- уметь вести дискуссию.
Слайд 14предметные результаты:
- осознание значения литературы для личного развития;
- формирование потребности умения
самостоятельно решать познавательные задачи при выполнении творческих работ, проявляя активность, фантазию, интерес, индивидуальность и творчество;
- уметь самостоятельно подбирать интересующий материал для создания нового творческого продукта.
Слайд 15Учебный курс, включает следующие разделы:
•Устное народное творчество
• Театрализация
и иллюстрирование сказок
• Мы поэты
• Времена года
• Средства • выразительности
• Сочинение-миниатюра
• Ребусы – кроссворды
Слайд 17
На занятиях кружка литературного творчества сочиняем чистоговорки, загадки, стихи, сказки.
Слайд 19Сочиняем хокку
О, жёлтые одуванчики!
В яркой зелени травы
Вы горите как солнышко.
Слайд 23 Акростих, акротекст
Апрель уже завершил свою работу.
Пора приниматься
за дело братцу Маю.
Рощи покрылись нежною листвой.
Ещё на полянах цветут подснежники.
Лето уже не за горами!
Ь -
Слайд 24Акростих, акротекст
◊В
◊Е
◊С
◊Н
◊А
◊Т
◊Р
◊А
◊В
◊А
Слайд 25Эльфхен
Голубенькие
нежные подснежники.
Цветёте на полянке.
Я любуюсь вами весной.
Красота!
Слайд 27Игра
«Кто больше подберёт рифм»
Роса – коса - …- … ---
Лужок
- прыжок - …. - ….
Синичка – птичка - ….- ….
Точка – дочка -…. - ….
Слайд 28Восстанови считалку
За морями, за _________________
За _______ лесами.
На пригорке __________
На дверях висит
замок.
Ты за _________ иди
И замочек ________.
Слайд 29Работа с пословицами
1 группа
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко
друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
2 группа
Жить – Родине служить.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.
Слайд 30Продолжи стихотворение
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
……………………………..
………………………………
Слайд 31Рассказ по данному началу
Я чувствую себя плохо, когда…
Я смеюсь, когда…
Слайд 33Работа с чистоговорками.
Читаем чистоговорки и договариваем слова (рифмы).
Ха – ха –
ха, ха – ха – ха
Есть у нас два …(петуха).
Хи – хи – хи, хи – хи – хи
Всё дерутся …(петухи).
Хи – хи – хи, хи – хи – хи
- Хватит драться, …(петухи).
Ха – ха – ха, ха – ха – ха
Без хвостов два …(петуха).
Слайд 34Ва – ва – ва, ва – ва – ва
Вот высокая
…(трава).
Вы – вы – вы, вы – вы – вы
Даже выше …(головы).
Ве – ве – ве, ве – ве – ве
Васильки видны в …(траве).
Ву – ву – ву, ву – ву –ву
- Васильков букет …(нарву).
Ви – ви – ви, ви – ви – ви
- Только много их не …(рви).
Слайд 40Обобщающее занятие по теме «Сказки» Игра «Поле чудес»