Слайд 1Развитие креативного мышления на уроках в начальной школе на основе НФТМ
- ТРИЗ
Слайд 2НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.
ТРИЗ
– теория решения изобретательских задач.
Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ: формирование творческой личности учащихся.
Слайд 3На чём основана система НФТМ-ТРИЗ?
На поисково-познавательной деятельности учащихся.
На что направлена система
НФТМ-ТРИЗ?
На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими.
Слайд 4Структура креативного урока отличается от традиционного и включает в себя блоки:
Слайд 5Блок 1 (мотивация) – Этот блок представляет собой специально отобранную систему
оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность (элементы проблемной технологии).
Пример: Посмотрите у меня в руках удивительная модель Поделитесь своими впечатлениями. (Необычная, фантастическая, восхитительная, завораживающая, огромная)
Слайд 6Блоки 2 (содержательная часть) – Блоки содержат программный материал учебного курса
и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей
Пример: исторические справки, сделанные учениками, диалог учителя с учащимися в виде наводящих вопросов к подведению темы урока. Записывают тему, зарисовывают схему. Рассматривают наглядный материал. Делают записи.
Слайд 7Блок 3 (психологическая разгрузка) – Блок представляет собой систему психологической разгрузки.
Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию (здоровьесберегающие технологии).
Слайд 8Блок 4 (головоломка) – Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок,
воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея (мозговой штурм).
Анаграммы:
Етнхлогояи,оволико,лхпоко,рпжяа,рпдянееи,ктнаь,елн,туко,соонав,тоедкла,ктчасевто.
Метаграммы:
С буквы В – можно ткань получить,
С буквы Т – тесто замесить (волокно, толокно)
С буквы О – по ткани вдоль кромки идет,
С буквой Б – кто- то на празднике в ней щегольнет (основа-обнова)
С буквы У – основу переплетает.
С буквы С – вода по нему стекает (уток-сток)
С буквой Ж – результат прядения.
С буквой Х – автор этого «творения» (пряжа-пряха)
Слайд 9Блок 5 (интеллектуальная разминка) – Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных
на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся (мозговой штурм).
Слайд 10Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) – Этот блок обеспечивает мотивацию и
развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план (мозговой штурм)..
Пример: показ презентации с задачами, тестами и головоломками.
Слайд 11Блок 8 (резюме) – Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на
уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока (рефлексия, ТРИЗ).
Пример:
Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, давайте подведем итог нашей работы.
Продолжите фразы, которые я буду начинать говорить.
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я узнал…
Мое настроение…
Слайд 12Ссылки на источники
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. – Петрозаводск: Скандинавия,2004. С. 52.
4. Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm