Слайд 1Развитие коммуникативных компетенций младших школьников
на уроках русского языка.
Ильинова И.Б.
Слайд 2Актуальность проблемы
Актуальность темы продиктована тем, что в последние годы увеличивающийся поток
информации требует
внимания к развитию коммуникативной компетентности младших школьников. Особая роль в речевой деятельности, коммуникативных навыков принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.
Слайд 3Противоречия
Для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:
Правильно и быстро
ориентироваться в условиях общения;
Уметь грамотно спланировать свою речь;
Выбрать содержание общения;
Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Однако, как показывает практика, учащиеся не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации. Основные причины:
недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Слайд 4Цели и задачи
Целью данного исследования явилось изучение особенностей формирования коммуникативных умений
детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления теоретического аспекта проблемы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать диагностические методики обследования коммуникативной деятельности детей на уроках русского языка.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста путем проведения обследования по методикам исследования.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных умений детей на уроках русского языка.
Слайд 5Новизна проекта
Новизна опыта состоит в раскрытии механизма формирования и развития коммуникативной
компетентности младших школьников посредством представленной системы работы; упорядоченности дидактического материала, разработанной методике проведения конкретных видов заданий, в основе которых индивидуальный подход к учащимся; использование активных, проблемно-поисковых методов и способов обучения, компетентностный подход к обучению, использование развивающих педагогических компьютерных и проектных технологий.
Слайд 6Участники проека
Учащиеся
Родители
Педагоги школы
Библиотекари
Слайд 7Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Деятельность учителя:
Изучение специальной литературы
Проведение мониторинговых исследований
Использование
инновационных образовательных технологий
Организация учебного диалога
Проведение анализа результатов
Обобщение опыта
Деятельность учащихся:
Участие в мониторинговых исследованиях
Участие в конкурсах, творческих работах, проектной деятельности.
Слайд 8План реализации проекта
подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2011) - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы
по проблеме исследования; опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов экспериментальной части исследования;
основной этап (ноябрь 2011-апрель 2012) – педагогический эксперимент, направленный на формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка младших школьников. Проведение контрольных срезов; первичная обработка полученных результатов;
заключительный этап (май-июнь 2012) – обобщение результатов исследования и их обработка, корректировка выводов, внедрение практических рекомендаций по проблеме.
Слайд 9Практическая реализация проекта
Использование инновационных педагогических технологий:
исследовательский метод,
дискуссии мозговой штурм,
технология "критического мышления”,
интерактивные, групповые формы и методы,
коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Слайд 10Методы, развивающие коммуникационные компетенции
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Все виды пересказа
Все формы
учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия, диспут
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и статей в школьную газету
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Слайд 11Направления работы
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
работа над связной речью;
формирование умений воспринимать высказывания.
формирование умение раскрывать тему, основную мысль;
находить материал к высказыванию;
систематизировать материал собранный к высказыванию;
строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
высказывать собственное отношение
Слайд 12Результаты реализации проекта
изучена литература по теме
разработаны критерии оценки уровней сформированности коммуникативной
деятельности,
разработана индивидуальная программа по формированию коммуникативных навыков;
определены требования к сформированности КК;
собран дидактический материал и составлены методические рекомендации по формированию КК;
создан пакет заданий для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков общения;
составлены аналитические справки по измерению уровня становления коммуникативных навыков младших школьников.
Слайд 13Выводы
Развитие коммуникативной компетентности повышает качество знаний по русскому языку. Благодаря
использованию развивающих технологий,
проблемных, творческих и дифференцированных заданий, различных видов диктантов, создания комфортных условий для формирования положительной мотивации, учащиеся показали высокие результаты в обучении.
Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка.
Слайд 14Дальнейшее развитие проекта
Опыт работы по данной теме был обобщён и представлен
на уровне городского методического объединения. Он может быть использован
учителями начальных классов разных типов образовательных учреждений.
Результаты работы размещены на сайтах:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://festival.1september.ru/articles/515968/