Презентация, доклад на тему Разные формы написания изложения.

Содержание

Важное общеречевое умение, которое формируется в начальной школе — это умение воспроизводить разные виды текстов. Изложение — это письменный пересказ, речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. Несмотря на то, что изложения относятся к

Слайд 1Изложение с удовольствием
Нескучная методика
Проще, чем вы думаете
Научиться легко
Путь к успеху
Интерестно, просто,

доступно
Изложение с удовольствиемНескучная методикаПроще, чем вы думаетеНаучиться легкоПуть к успехуИнтерестно, просто, доступно

Слайд 2 Важное общеречевое умение, которое формируется в начальной школе — это

умение воспроизводить разные виды текстов. Изложение — это письменный пересказ, речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. Несмотря на то, что изложения относятся к имитационным методам развития речи, это активная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая предполагает не механическое зазубривание, а вдумчивую работу над смысловой и структурной сторонами текста.

Важное общеречевое умение, которое формируется в начальной школе — это умение воспроизводить разные виды текстов. Изложение

Слайд 3 Изложение чужого текста считается менее трудоемким процессом, чем сочинение, поскольку

ребенку уже заданы тема и содержание, структура и речевые средства. Готовый текст позволяет наблюдать, как разворачивается сюжет (повествование), как представлены признаки объекта (описание), как строится рассуждение. Однако отрицательным моментом является чужой для ребенка язык и необходимость своеобразного перевода с чужого языка на свой. Поскольку это достаточно сложно, ребенок стремится к дословному запоминанию. Кроме того, нельзя не учитывать возможность эмоционального неприятия ребенком чужого текста. 

Изложение чужого текста считается менее трудоемким процессом, чем сочинение, поскольку ребенку уже заданы тема и содержание,

Слайд 4Изложение представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности — восприятия чужого

текста и его воспроизведения. Восприятие осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Воспроизведение текста — это перевод внутренней речи во внешнюю, расчленение поступающей из памяти образа-схемы на составные его компоненты.

Изложение представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности — восприятия чужого текста и его воспроизведения. Восприятие осуществляется

Слайд 5Изложение
Воиспроизведение
Восприятие
Свертывание информации в смысловой сгусток
Комбинированнное
Зрительное
Слуховое
смысловой и структурный анализ
Понимание
Запоминание


Развертывание смыслового сгустка)
Подробное
Выборочное
Сжатое
Творческое
Письменный пересказ
опора

на структуру типа речи,
ключевые слова

ИзложениеВоиспроизведениеВосприятиеСвертывание информации в смысловой сгустокКомбинированнноеЗрительноеСлуховоесмысловой и структурный анализПониманиеЗапоминаниеРазвертывание смыслового сгустка)ПодробноеВыборочноеСжатоеТворческоеПисьменный пересказопора на структуру типа речи,ключевые слова

Слайд 6Типовая структура урока-написания изложения
1 этап — постановка учебной задачи
На данном этапе

может быть создана речевая ситуация: зачем в реальной жизни ребенку может понадобиться воспроизведение подобного текста?

Типовая структура урока-написания изложения1 этап — постановка учебной задачиНа данном этапе может быть создана речевая ситуация: зачем

Слайд 72 этап — чтение текста
Текст для изложения должен быть содержателен,
выразителен, интересен,

оптимален по объему и
«предоставлять возможности для речевого роста
детей, для их продвижения вперед» (М.С. Соловейчик).

2 этап — чтение текстаТекст для изложения должен быть содержателен,выразителен, интересен, оптимален по объему и«предоставлять возможности для

Слайд 83 этап — структурно-смысловой  анализ текста
Анализ текста способствует тому, что ребенок

«будет воспроизводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание...»
3 этап — структурно-смысловой  анализ текстаАнализ текста способствует тому, что ребенок «будет воспроизводить текст не механически, опираясь

Слайд 9Анализ текста включает следующие компоненты:
Беседа по содержанию с целью проверить, понятен ли

текст, его тема и основная мысль. Для этого используются следующие приемы:
фактуальные вопросы;
о чем этот текст (какова его тема);
почему он так озаглавлен (что выражено в заголовке); озаглавливание или выбор заголовка из нескольких вариантов;
какую мысль хотел донести до нас автор;
что показалось наиболее интересным;
что было непонятным (лексическая работа);
как вы относитесь к герою (поступкам и т.д.);
постановка вопросов к тексту самими детьми.


Анализ текста включает следующие компоненты:Беседа по содержанию с целью проверить, понятен ли текст, его тема и основная мысль.

Слайд 10Анализ структуры текста с целью выделения частей (микротем), выяснения особенностей содержания каждой

части, составления плана или обсуждения готового Возможные приемы для этого:
определение типа речи;
перечитайте каждую часть, подумайте, о чем в ней говорится, выделите ключевые слова, озаглавьте;
подумайте, на сколько частей можно разделить текст, о чем говорится в каждой части;
соотнесите пункты готового плана с частями текста;
разделите текст на части согласно пунктам готового плана;
составление разных видов опор: картинный, логический план, план-схема, модель;
найдите слова - «мостики», соединяющие части текста между собой;
соотнесение частей текста со структурными компонентами данного типа речи.


Анализ структуры текста с целью выделения частей (микротем), выяснения особенностей содержания каждой части, составления плана или обсуждения готового

Слайд 11Языковой анализ, предполагающий наблюдение над использованием авторского слова (анализ изобразительных средств

языка):
какие слова (сравнения, эпитеты и др.) использует автор, чтобы...;
какое точное слово использовал автор, чтобы показать...;
почему автор пишет...;
стилистический эксперимент;
какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и то же слово (нахождение текстовых синонимов);
как вы понимаете выражение...; когда так говорят...;
почему в этой части текста так много глаголов (имен прилагательных);
нахождение ключевых слов.

Языковой анализ, предполагающий наблюдение над использованием авторского слова (анализ изобразительных средств языка):какие слова (сравнения, эпитеты и др.)

Слайд 12Орфографическая подготовка с целью предупреждения ошибок. Она может проводиться как на данном

уроке, так и на предыдущих уроках. К приемам предварительной подготовки можно отнести правильно организованное списывание всего текста или отдельной его части, орфографическое чтение всего текста, орфографическое проговаривание трудных слов, нахождение и выписывание слов с определенной орфограммой. Непосредственно на самом уроке уместны такие приемы:
выписывание учителем на доску трудных слов, их орфографическое проговаривание;
орфографическое чтение всего текста (хором, друг другу в парах), отдельных предложений, слов;
игра «Эхо»: учитель говорит слово (предложение) орфоэпически, а дети повторяют хором орфографически;
игра «Зоркий глаз»: кто больше найдет слов с определенной орфограммой;
подчеркивание в тексте всех орфограмм;
«шпаргалка»: детям разрешается выписать из текста определенное количество трудных слов и использовать их в дальнейшем в качестве опорных.


Орфографическая подготовка с целью предупреждения ошибок. Она может проводиться как на данном уроке, так и на предыдущих уроках.

Слайд 134 этап — повторное чтение текста (но не пересказ!)
5 этап — самостоятельная

запись текста детьми; самопроверка написанного (в том числе с использование текста-образца).
Конечно, первые изложения, которые пишут дети, начиная со второго класса, еще не имеют такой полной развернутой структуры. Необходим не только опыт устных пересказов, но и специальные подготовительные письменные упражнения, основные из которых мы представим в следующем параграфе.

4 этап — повторное чтение текста (но не пересказ!)5 этап — самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного (в том числе с

Слайд 14   Использование разных видов опор  
План-схема в отличие от классического логического плана включает

слова-мостики между частями текста, соотнесение абзацев со структурными частями повествования и ключевые слова. В заголовках частей и ключевых словах обязательно подчеркивается орфограмма, что необходимо для предупреждения ошибок.


       Использование разных видов опор  План-схема в отличие от классического

Слайд 15Модель «Бусы»
Данная модель фиксирует линейное расположение содержания текста: на «ниточках» пишутся

заголовки частей (более краткие в отличие от плана-схемы), а каждая «бусина» делится на две неравные части: в меньшей пишется слово-мостик, в большей — ключевые слова. Подчеркивание орфограмм также необходимо.
 

Вступление

Заключение

Основная часть

Модель «Бусы» Данная модель фиксирует линейное расположение содержания текста: на «ниточках» пишутся заголовки частей (более краткие в

Слайд 16Модель «Тропинка»
Данная модель менее информативна: в ней перечисляется только ключевые действия

в виде глагольных словосочетаний или нераспространенных предложений. Ее недостатком является отсутствие членения текста на части и слов-мостиков между ними.
 

Модель «Тропинка»Данная модель менее информативна: в ней перечисляется только ключевые действия в виде глагольных словосочетаний или нераспространенных

Слайд 17 Творческое изложение  текста-описания картины  
Одним из самых трудных видов сочинений в начальной

школе является сочинение-описание картины. Поэтому в качестве подготовки к такому виду сочинений можно использовать творческое изложение текста, в котором дается описание картины. Элемент творчества будет заключаться в более развернутом описании указанных объектов: лицо, фигура, поза, одежда (в портрете); небо, вода, деревья и т.п. (в пейзаже).
Творческое изложение  текста-описания картины  Одним из самых трудных видов сочинений в

Слайд 18Схема- кластер
Стрекоза -непоседа
лицо
фигура
поза
одежда

Схема- кластерСтрекоза -непоседалицофигурапозаодежда

Слайд 19Использование технологии «Зигзаг»
В образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение

и письмо» в разделе «Обучение сообща» есть интересная форма работы с текстом «Зигзаг» («Пила»).
«Работа будет строиться следующим образом»
Фронтальная работа
Первичное чтение текста детьми. Определение темы, основной мысли, озаглавливание, определение типа речи.
Работа в парах
Каждая пара получает свою часть текста и работает по следующему алгоритму:
Озаглавить часть, записать заголовок
Выбрать опорные слова, записать с подчеркиванием орфограмм.

Использование технологии «Зигзаг» В образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в разделе «Обучение сообща»

Слайд 20Работа в группах
Учитель формирует группы (тройки или четверки) в зависимости от

количества частей. В группе по порядку следования частей дети пересказывают свои части, слушатели на рабочем листе фиксируют заголовок и опорные слова из данной части. В результате заполняются все колонки рабочего листа.
В конце работы для самоконтроля любой ученик из группы пробует пересказать весь текст, остальные слушают, дополняют (если нужно)

Работа в группахУчитель формирует группы (тройки или четверки) в зависимости от количества частей. В группе по порядку

Слайд 21Индивидуальная работа
Дети возвращаются на свои рабочие места, еще раз самостоятельно прочитывают

весь текст (лучше использовать орфографическое чтение). Затем записывают с опорой на рабочие листы. Осуществляется самопроверка с использованием текста-образца.

Индивидуальная работаДети возвращаются на свои рабочие места, еще раз самостоятельно прочитывают весь текст (лучше использовать орфографическое чтение).

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть