Презентация, доклад на тему Психоррекция: Основные принципы, виды и задачи

Содержание

Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии:1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный

Слайд 1ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ.
Мамина Людмила Андреевна

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ.Мамина Людмила Андреевна

Слайд 2Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных

положениях отечественной психологии:

1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.
2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка;

Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии:1.	Положение, разработанное в теоретической

Слайд 33. Разработанное Д.Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал

игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий;

4. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. Отсюда, основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития», своевременное формирование психологических новообразований.
3.  Разработанное Д.Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных

Слайд 4Основные принципы психокоррекционной работы.
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной

работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования. Контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностики.
2. Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований, уровень развития ведущей деятельности ребенка, особенности индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Основные принципы психокоррекционной работы. 1.	Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного

Слайд 5Основные принципы психокоррекционной работы.
3. Принцип коррекции «сверху вниз». Активное формирование психологических новообразований,

составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований.
4. Принцип коррекции «снизу вверх» рассматривается как упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей.
Основные принципы психокоррекционной работы.3.	Принцип коррекции «сверху вниз». Активное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние

Слайд 6Основные принципы психокоррекционной работы.
5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает

необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
6. Деятельностный принцип коррекции. Суть этого принципа в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента. Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития.
Данный принцип определяет как сам предмет коррекции, так и способы коррекционной работы.
Основные принципы психокоррекционной работы.5.	Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических

Слайд 7Виды психокоррекции
Классификация психокоррекционных мероприятий:
По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую

и каузальную.
Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.
Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений.
Виды психокоррекции  Классификация психокоррекционных мероприятий:По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное

Слайд 8К симптоматическим методам психокоррекции относятся (С.С. Либих., 1979):
- седативная коррекция («гипноз-отдых»

/К.И. Платонов/, музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, релаксация);
- отвлекающая коррекция (В.М. Бехтерев, 1911), используется при коррекции навязчивостей посредством переключения с абстрактного мышления на ряд конкретных ассоциаций;
- активизирующая коррекция, цель метода – мобилизация активности;
- разъясняющая коррекция предполагает работу с алгоритмами осознания ситуаций
К симптоматическим методам психокоррекции относятся (С.С. Либих., 1979): -	седативная коррекция («гипноз-отдых» /К.И. Платонов/, музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательная

Слайд 9По содержанию различают:
- Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка,

уровня его притязания, гармонизацию личности. Она направлена на преодоление негативных личностных проявлений.
- Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения. Она предполагает развитие способности к эмоциональной дифференциации и идентификации, эмоциональному обособлению, развитие социальных эмоций и навыков адекватного эмоционального реагирования и эмоционального самоконтроля.
- Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, преодоление незавершенности действий ребенка.
По содержанию различают: -	Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязания, гармонизацию личности. Она

Слайд 10По содержанию различают:
- Коррекция поведенческой сферы связана с овладением ребенком социальных

ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов поведения.
- Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности.
- Коррекция игровой и учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки
- Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка, его социального интеллекта, эмпатии и рефлексии, повышение социального статуса.
По содержанию различают: -	Коррекция поведенческой сферы связана с овладением ребенком социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения,

Слайд 11По форме работы различают коррекцию: индивидуальную; групповую; индивидуально-групповую.
Выбор индивидуальной или групповой

формы коррекционной работы определяется структурой развития, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка.
Существуют показания для индивидуальной психокоррекционной работы:
дошкольный возраст ребенка;
наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;
интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции;
интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т.п.);
кризисы утраты смысла жизни;
шизоидная акцентуация и психопатия.
По форме работы различают коррекцию: индивидуальную; групповую; индивидуально-групповую.Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется структурой развития,

Слайд 12Проведение групповой психокоррекции может быть успешным при следующих состояниях:
страхах; заикании;

агрессивности; нарушениях общения; неадекватной самооценке и социальной дезадаптации; эпизодическом наркопотреблении.
Противопоказанием для групповой коррекционной работы является: наличие тяжелых психических расстройств, выраженная двигательная расторможенность, проблемы интимно-личностного характера, выраженная шизоидная психопатия, наркомания 1-2 стадии, активное нежелание ребенка работать в группе.
Проведение групповой психокоррекции может быть успешным при следующих состояниях: страхах; заикании; агрессивности; нарушениях общения; неадекватной самооценке и

Слайд 13По наличию программ: программированною; импровизационную. По характеру управления коррегирующими воздействиями: директивную и

недириктивную
По наличию программ: программированною; импровизационную.  	По характеру управления коррегирующими воздействиями:  директивную и недириктивную

Слайд 14По продолжительности:
сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или

часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов.
Короткая коррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальных проблем.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы. В центре внимания – личностное содержание проблем.
Сверхдлительная коррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного.
По продолжительности: сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных

Слайд 15По масштабу решаемых задач:
общую; частную; специальную.

Под общей психологической коррекцией подразумеваются

мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка.
Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.
По масштабу решаемых задач: общую; частную; специальную.Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду

Слайд 16По масштабу решаемых задач:
Частная психокоррекция – это специальноразработанные системы психокоррекционных

мероприятий, таких, например как семейная психокоррекция, психогимнастика и пр.
Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности.

По масштабу решаемых задач: Частная психокоррекция – это специальноразработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких, например как семейная психокоррекция,

Слайд 17Цели и задачи психокоррекционной работы
Психокоррекционные мероприятия направлены на

исправление отклонений в развитии.
В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:
Что следует понимать под отклонением в развитии?
Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?
Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?
Цели и задачи психокоррекционной работы    Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В

Слайд 18Модели объяснения причин трудностей в развитии.
Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений

в развитии снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
Модели объяснения причин трудностей в развитии.Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.Медицинская

Слайд 19Модели объяснения причин трудностей в развитии.
Педагогическая модель - усматривает причины отклонений

в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.
Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.
Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.

Модели объяснения причин трудностей в развитии.Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности

Слайд 20Этапы коррекционно-развивающей работы (по И.В. Дубровиной)
1. Изучение практического запроса;
2. Формулировка психологической проблемы;
3. Выдвижение

гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4. Выбор метода исследования;
5. Использования метода;
6. Формулировка психологического диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним проведено не будет;
7. Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;
8. Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

Этапы коррекционно-развивающей работы (по И.В. Дубровиной)1.	Изучение практического запроса; 2.	Формулировка психологической проблемы;3.	Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;4.	Выбор метода

Слайд 21Литература:
Практическая психология образования: Учеб. Пособие для вузов /И.В. Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.

Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение.
А.С. Спиваковская. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента. Общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.
Литература:Практическая психология образования: Учеб. Пособие для вузов /И.В. Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть