Слайд 1ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ.
Мамина Людмила Андреевна
Слайд 2Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных
положениях отечественной психологии:
1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.
2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка;
Слайд 33. Разработанное Д.Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал
игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий;
4. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. Отсюда, основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития», своевременное формирование психологических новообразований.
Слайд 4Основные принципы психокоррекционной работы.
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной
работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования. Контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностики.
2. Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований, уровень развития ведущей деятельности ребенка, особенности индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Слайд 5Основные принципы психокоррекционной работы.
3. Принцип коррекции «сверху вниз». Активное формирование психологических новообразований,
составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований.
4. Принцип коррекции «снизу вверх» рассматривается как упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей.
Слайд 6Основные принципы психокоррекционной работы.
5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает
необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
6. Деятельностный принцип коррекции. Суть этого принципа в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента. Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития.
Данный принцип определяет как сам предмет коррекции, так и способы коррекционной работы.
Слайд 7Виды психокоррекции
Классификация психокоррекционных мероприятий:
По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую
и каузальную.
Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.
Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений.
Слайд 8К симптоматическим методам психокоррекции относятся (С.С. Либих., 1979):
- седативная коррекция («гипноз-отдых»
/К.И. Платонов/, музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, релаксация);
- отвлекающая коррекция (В.М. Бехтерев, 1911), используется при коррекции навязчивостей посредством переключения с абстрактного мышления на ряд конкретных ассоциаций;
- активизирующая коррекция, цель метода – мобилизация активности;
- разъясняющая коррекция предполагает работу с алгоритмами осознания ситуаций
Слайд 9По содержанию различают:
- Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка,
уровня его притязания, гармонизацию личности. Она направлена на преодоление негативных личностных проявлений.
- Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения. Она предполагает развитие способности к эмоциональной дифференциации и идентификации, эмоциональному обособлению, развитие социальных эмоций и навыков адекватного эмоционального реагирования и эмоционального самоконтроля.
- Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, преодоление незавершенности действий ребенка.
Слайд 10По содержанию различают:
- Коррекция поведенческой сферы связана с овладением ребенком социальных
ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов поведения.
- Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности.
- Коррекция игровой и учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки
- Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка, его социального интеллекта, эмпатии и рефлексии, повышение социального статуса.
Слайд 11По форме работы различают коррекцию: индивидуальную; групповую; индивидуально-групповую.
Выбор индивидуальной или групповой
формы коррекционной работы определяется структурой развития, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка.
Существуют показания для индивидуальной психокоррекционной работы:
дошкольный возраст ребенка;
наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;
интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции;
интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т.п.);
кризисы утраты смысла жизни;
шизоидная акцентуация и психопатия.
Слайд 12Проведение групповой психокоррекции может быть успешным при следующих состояниях:
страхах; заикании;
агрессивности; нарушениях общения; неадекватной самооценке и социальной дезадаптации; эпизодическом наркопотреблении.
Противопоказанием для групповой коррекционной работы является: наличие тяжелых психических расстройств, выраженная двигательная расторможенность, проблемы интимно-личностного характера, выраженная шизоидная психопатия, наркомания 1-2 стадии, активное нежелание ребенка работать в группе.
Слайд 13По наличию программ: программированною; импровизационную.
По характеру управления коррегирующими воздействиями:
директивную и
недириктивную
Слайд 14По продолжительности:
сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или
часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов.
Короткая коррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальных проблем.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы. В центре внимания – личностное содержание проблем.
Сверхдлительная коррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного.
Слайд 15По масштабу решаемых задач:
общую; частную; специальную.
Под общей психологической коррекцией подразумеваются
мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка.
Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.
Слайд 16По масштабу решаемых задач:
Частная психокоррекция – это специальноразработанные системы психокоррекционных
мероприятий, таких, например как семейная психокоррекция, психогимнастика и пр.
Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности.
Слайд 17Цели и задачи психокоррекционной работы
Психокоррекционные мероприятия направлены на
исправление отклонений в развитии.
В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:
Что следует понимать под отклонением в развитии?
Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
Кто принимает решение и берет на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?
Кто и по каким критериям оценивает эффективность коррекции?
Слайд 18Модели объяснения причин трудностей в развитии.
Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений
в развитии снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
Слайд 19Модели объяснения причин трудностей в развитии.
Педагогическая модель - усматривает причины отклонений
в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.
Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.
Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.
Слайд 20Этапы коррекционно-развивающей работы (по И.В. Дубровиной)
1. Изучение практического запроса;
2. Формулировка психологической проблемы;
3. Выдвижение
гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4. Выбор метода исследования;
5. Использования метода;
6. Формулировка психологического диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним проведено не будет;
7. Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;
8. Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
Слайд 21Литература:
Практическая психология образования: Учеб. Пособие для вузов /И.В. Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.
Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение.
А.С. Спиваковская. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента. Общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.