Слайд 1Современные подходы в развитии речи обучающихся.
Из опыта работы
МБОУ Почётненский УВК
Слайд 2Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание
каждого из нас.
Владение речью приводит человека к успеху,
ведь «хорошее слово - половина счастья».
Проблема развития и эффективности речи особенно важна и сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова.
Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Слайд 3Работа по развитию речи начинается в МБДУ «Теремок».
Майские встречи будущих первоклассников.
Слайд 6
«Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать
собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Возрастающие требования к качеству звучащей речи учащихся, к произношению, ударению, интонации и ритму в повседневном общении определяют значимость работы над техникой речи при условии правильного использования интонационных средств выразительности, соблюдения орфоэпических норм» (ФГОС НОО)
Слайд 7В школе задача развития речи решается в первую очередь на уроках
русского языка и литературного чтения через использование разных методов, приемов, средств обучения.
Можно ли ребёнка научить думать и свободно выражать мысли своими словами? Можно. Но для этого нужно поставить ребёнка в благоприятные условия.
Этим условием в начальной школе является игра.
В литературе описывается множество видов игр.
Наиболее интересными нам показались:
Слайд 8Графические игры
Дети в первом классе ещё не умеют писать, но могут
фиксировать свои мысли и представления с помощью рисунка. Ведь недаром известный психолог Л.С. Выготский называл детское рисование «графической речью». Дети превращают любой рисунок в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рисунков набирается достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Если ребёнок, понимает, что он говорит, соединяет с произносимым словом отчётливое представление, то он надёжно овладевает родным языком.
Слайд 11Объяснялки
В ходе этих игр дети «вживаются» в роль взрослого и сами
дают определение изучаемого понятия, так как сами его понимают.
Слайд 13Картинные игры
Ученикам предлагаются репродукции картины,
картинки из журналов, иллюстрации из книг по
которым они составляют рассказы, сказки, истории.
Слайд 14Игры на классификацию, сравнение, объединение
Предложенные предметные картинки, предметы дети классифицируют по
заданным признакам,
находят основания для сравнения и объединения.
Слайд 15Ролевые игры
Ученики выбирают роли, устанавливают правила,
развертывают сюжет и заканчивают по
своему решению.
Слайд 21Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.
Роль игры в начальной школе велика, особенно в 1 классе. Работу над любой темой урока мы направляем по четырём линиям: работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом.
Слайд 22Использование игр в словарной работе
Слова с непроверяемыми написаниями обычно называют «трудными»,
так как чаще всего их невозможно подвести под известные ученикам правила. Именно поэтому словарную работу организуем таким образом, чтобы в усвоении каждого слова активное участие принимали все каналы восприятия. При знакомстве с новым словом мы не называем его, а дети сами определяют, отгадав загадки, ребусы, кроссворды...
Например, начинаем со стихотворения:
Если сноп, как пояском
Подпоясать колоском -
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву ... ( Ж )
- Какого цвета сноп? (жёлтого)
Слайд 23Использование игр в словарной работе
Игра «Кто больше?»
Предлагаем назвать как можно больше
однокоренных слов к слову желтый, обозначающих предмет: желток, желтизна, желтуха; признак предмета: жёлтый, жёлтенький; действие предмета: желтеть, пожелтел, будет желтеть, желтеет
Игра «Кто точнее?»
Показываем предметные картинки, по которым дети составляют словосочетания: жёлтый лист, жёлтая краска, жёлтый мяч, жёлтые шторы; желтеет пшеница, пожелтела страница, будет желтеть груша.
Игра «Назови такой же»
Называем словосочетание, а дети перечисляют другие предметы, имеющие этот же признак. Например: говорим «жёлтый цыплёнок». Дети продолжают: жёлтое солнце, жёлтая игрушка, жёлтые цветы.
Игра «Кого так называют?»
Читаем фразеологический оборот «Желторотый птенец». Если дети не могут правильно объяснить, то даём подсказку: маленькая птица; маленький человек; очень молодой, неопытный человек.
Слайд 24Использование игр в словарной работе
Игра «Лесенка»
Называем опорное слово, а дети
добавляют по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок. Это игру часто проводим по рядам. Дети видят, что, используя одно слово, можно составить множество интересных предложений.
Игра «Эстафета»
Ребёнок называет предложение и передаёт палочку следующему. Тот придумывает предложение, подходящее по смыслу, пока не получится текст.
Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило жёлтым лучом ромашку. Она весело моргнула жёлтым глазом. Жёлтая бабочка весело вспорхнула навстречу лучам.
Игра «Замени меня»
Для проведения этой игры используем первый текст. Дети подбирают синонимы к слову «жёлтый» и получается следующий текст:
Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило золотым лучом ромашку. Она весело моргнула оранжевым глазом. Лимонная бабочка весело вспорхнула навстречу лучам.
Слайд 26Много ошибок при письме под диктовку по теме
«Непроверяемые безударные гласные».
И здесь на помощь приходят дидактические игры.
Игра «Зоркий глаз»
Предлагаем найти предметы в классе, на улице, в портфеле в названиях которых есть непроверяемое написание.
Проводим игру по картине «Зима»
На ней дети находят предметы, в названиях которых есть слова с непроверяемым написанием: берёза, дорога, заяц, лисица, сорока, ребята, воробей, снегирь...
Игра «Найди пару»
Предлагаем подобрать словарные слова к словам с
изученными орфограммами: сладкая... (ягодка), бежит по... (дороге), грустно... (девочке); заяц... (бежит), воробей... (летит), весело.. .(смеётся).
Слайд 28Использование игр при подготовке
к написанию сочинений
В процессе подготовки к сочинению
мы убедились, что, во - первых, прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо, обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение, а, во - вторых, предложить детям создать такой текст, который обеспечивал бы им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются. Подготовку к написанию сочинений начинаем за 2 недели. Приводим несколько примеров подготовительной работы по теме «Осень» с включением игр.
Слайд 29Игра «Осенние краски»
Предлагаем детям записать в тетрадях
краски осени: жёлтый, зелёный, багряный,
пурпурный, оранжевый, золотой,
разноцветный.
Игра «Осенние слова»
Включаем для повторения слова с проверяемыми безударными в корне: осенний, дождливый, золотой, летят, холодный, тяжёлое.
Игра «Сравни»
На уроках используем эту игру для описания.
Правильнее, если описания будут даваться в сравнении, например, золотой и
ненастной осени, так как осень бывает разная: небо хмурое, тяжёлое, низкое, тёмное, покрытое тучами, свинцовое; небо высокое, безоблачное, голубое, чистое...
деревья голые, плачущие, темные, сырые, согнувшиеся; деревья разноцветные, нарядные, праздничные, радующиеся;
ветер резкий, порывистый, пронизывающий, завывающий; ветер ласковый, тёплый, успокаивающий, убаюкивающий.
Игра «Давай пофантазируем»
Предлагаем детям представить, на что похожи листья: на золотые серёжки, цветные парашютики, пышные наряды, прощальные письма.
Игра «Художники»
Предлагаем задание на описание осенних деревьев при помощи словосочетаний: жёлтые берёзы, красные рябины, разноцветные осины, зелёные сосны и ели.
Слайд 33ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- О чём думает лист, когда летит?
-
Что видит лист, когда падает вниз?
- О чём шепчутся деревья?
Игра «Маленькие писатели»
Систематически предлагаем
творческие задания с опорными словами или словосочетаниями для составления рассказов,
в том числе и с использованием мер
дифференцированной помощи.
Сильным детям достаточно название темы
сочинения, другим - опорные слова, а слабоуспевающим - словосочетания.
Слайд 34Использование игр при изучении грамматических тем
Многие речевые ошибки предупреждаем в ходе
изучения тем. На уроках часто включаем игры на обогащение словарного запаса.
Тема «Парные согласные».
Игра «Сыщики»
Предлагаем найти предметы, в названиях которых
есть парные согласные: на себе (на улице, в классе...): глаз, бровь, волос,
рот, локоть, нос.
Игра «Одень Машеньку»
Предлагаем задание - найти слова с парными согласными, обозначающими одежду, обувь: юбка, шубка, варежка, шапка, блузка, сапог, валенок, шарф.
Игра «Зимние слова»
Просим придумать слова с парными согласными: шубка, шапка, варежки, снежки; снег, сугроб, снегопад, лёд, прорубь.
Слайд 36Использование игр при изучении грамматических тем
Игра «Слово наоборот»
В процессе игры
детям предлагаем подобрать антонимы с парными согласными:
тяжёлый труд - лёгкий труд, широкая дорожка - узкая дорожка, частый лес - редкий лес, горькая ягодка - сладкая ягодка, твёрдый карандаш - мягкий карандаш;
Игра «Измени меня»
Дети изменяют в словосочетании одно слово так, чтобы оно стало с парным согласным:
чудесная погода (погодка), липкий снежок (снег), зелёная трава (травка), длинная гряда (грядка).
Игра «Собери предложение»
Для нахождения слов с парными согласными используем деформированный текст.
лесной, тихо, на, полянке, зимой
в, медведь, сладко, берлоге, спит
кучей, уснул, под, хвороста, ёж
под, корой, зимует, пня, жук
Игра «Самый внимательный»
В первом случае детям нужно установить правильный порядок предложений:
Днём была оттепель. Птицам не достать из - за гололёда пишу. Ночью грянул мороз. Снег на земле стал рыхлым. На снегу образовалась крепкая ледяная корка.
Во втором задании ученики находят границы предложений.
Днём была оттепель снег на земле стал рыхлым ночью грянул мороз на снегу образовалась крепкая ледяная корка птицам не достать из - за гололёда пищу.
В третьем варианте задания нужно определить границы слов и предложений.
Днёмбылаоттепельснегназемлесталрыхлымночьюгрянулморознаснегуобразоваласькрепкаяледянаякоркаптицамнедостатьиз - загололёдапищу.
Слайд 37При определении и нахождении слов на изученное правило, дети рассуждают, доказывают,
то есть мыслят. А мышление без развития речи невозможно. В ходе выполнения таких заданий повторяем не только орфограммы, но и пополняем словарный запас. В классе дети разного уровня развития, поэтому в этих заданиях для слабоуспевающих детей можно пропустить в словах парные согласные
или подчеркнуть слова.
Кроме перечисленных игр используем на уроках, внеклассных мероприятиях и другие лингвистические игры (игры в слова). Игры со словами во всём многообразии и вариативности позволяют детям увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
Слайд 42Игра «У кого сколько?».
Цель: формировать умения определять форму единственного
и множественного
числа.
Ход игры. Учитель раздаёт учащимся по одной картинке с изображением одного или нескольких предметов. Начинающий игру говорит: «У меня одно яблоко. У кого много таких предметов?». Следующий отвечает: «У меня много яблок. А у тебя что?».
После игры названия пар одинаковых предметов могут быть записаны в тетради. Можно подобрать такие картинки, чтобы названия изображённых предметов имели разные окончания во множественном числе (дома, столы, свиньи).
Игра «Узнай меня».
Цель: развивать умения узнавать предмет, объект по группе прилагательных, глаголов.
Ход игры. Детям предлагаются в качестве исходной опоры слова, связанные с практическим опытом ребёнка. Например, «холодный, белый, пушистый» - снег; «течёт, бежит, разливается, затопляет» - река.
Эту игру можно постепенно усложнять, увеличивая, тем самым, словарный запас детей, и тренируя способность легко находить нужное слово.
Слайд 44Игра «Кто или что это делает?».
Цель: развивать умения подбирать названия
предметов
к действиям.
Ход игры. Ведущий называет действия предметов. Дети перечисляют предметы, совершающие эти действия. Например, «летает» - самолёт, вертолёт, ракета, птицы, насекомые, шар, листья, пушинка, перышко, снежинка, парашютист; «дышит» - человек, растения, тесто, звери, рыбы, насекомые.
Игра «Кто больше?».
Цель: развивать умения определять признаки предметов, соответствующих предложенному объекту.
Ход игры. Ведущий называет слово или показывает предмет, а участники по очереди перечисляют признаки предмета, соответствующие предложенному объекту. Кто определит больше признаков предмета, тот и выиграет. Например, «яблоко» - маленькое, круглое, сочное, зелёное, кислое; «собака» - старая, сторожевая, большая, злая, лохматая.
Эта игра интересна детям любого возраста и имеет несколько степеней сложности: ученикам первого класса необходим наглядный единичный образ, детям более старшего возраста, - словесный и не менее 2-3 образов.
Слайд 47Игра «Подбери пару»
Цель: развивать умения определять признаки предметов по цвету, ставить
вопрос к именам прилагательным.
Ход игры. Каждый ученик получает по одной картинке. Первый играющий выходит к доске, показывает свою картинку и говорит: «У меня бант. Он (какой?) красный. У кого такой же предмет?». Выигрывают те, кто с первого раза нашёл свою пару.
Подобные игры можно проводить на любом материале, противопоставляя предметы друг другу. Например, лента длинная, короткая; ремень узкий, широкий.
Игра «Что можно с ним делать?»
Цель: Развивать умения подбирать к названиям предметов
названия действий.
Ход игры. Учитель показывает или называет предмет и спрашивает: «Что можно с ним сделать?». Дети предлагают свои варианты. Например, «карандаш» - рисовать, писать, держать, грызть, уронить, положить, поставить, отдать, подарить, передать, взять; «слива» - сорвать, вымыть, съесть, сварить, собрать, разрезать, подержать, засахарить, высушить, испечь.
Для усложнения игры задуманные слова можно взять из словаря трудных слов для данного года обучения.
Слайд 49Игра «Закончи предложение».
Цель. Развивать умение составлять предложение путём подбора слов,
подходящих
по смыслу.
Ход игры. Эта игра имеет несколько вариантов разной степени сложности. Детям предлагается предложение или текст, с пропущенным словом. Они вставляют слово, подходящее по смыслу.
К Тане пришли _________ . Мама вскипятила_________ . Таня поставила на стол __________ и вазу с ___________ . Мама налила в _________ душистый__________ . Таня,________ гостей чаем!
Учитель предлагает детям закончить предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Ребята идут... (куда? зачем?). Садовник поливает ... (чем? что? где?). Снежинки кружатся ... (где? как? и как?). Мороз нарисовал ... (где? какие? что?).
Этот вариант составления предложений служит своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Надя не пошла в школу, потому что ... . Мальчик кинул мяч и ... . Я ехал не на автобусе, а ... . Мне нужно перейти дорогу, потому что... .
Учитель называет слово. Дети подбирают несколько синонимов и составляют с ними предложения. Например, предлагается слово «лес».
В сосновом бору воздух чист и свеж. На пригорке находится берёзовая роща. Бурый медведь живёт в тайге.
Можно усложнить задание, предложив составить не предложения, а текст.
Слайд 51В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС
НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 53Обеспеченность материально-техническими ресурсами
Слайд 56
Вашему вниманию представляем один день из жизни первоклассника
Слайд 58
День начинаем с зарядки, звуковой гимнастики
и артикуляционной гимнастики.
Слайд 61
Урок начинаем с дыхательной гимнастики. Все упражнения выполняются одновременно с коротким
и резким вдохом через нос, что усиливает внутреннее дыхание
и повышает усвояемость кислорода,
а также обеспечивает рефлекторную связь полости носа
почти со всеми органами.
Слайд 63
Уроки русского языка и литературного чтения направлены на формирование лексико –
грамматического строя речи. А также на этих уроках работаем над выразительностью речи.
На уроке русского языка используем логоритмику. Это специальные упражнения в повторении текста и ритмов под музыку. Логоритмика особенно важна для учащихся, имеющих трудности в проговаривании и прописывании длинных по слоговой структуре слов.
Слайд 65На уроке литературного чтения включаем психогимнастику (игры и упражнения на развитие
эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, подвижные и сюжетно-ролевые игры, которые помогают ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других). У ребенка вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Слайд 66На уроках математики используем кинезиологические упражнения. Кинезиология - наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, то есть движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук, что регулирует работу головного мозга.
Слайд 68Во время перемен и динамических пауз проводим игры со словами, музыкальные
игры, логоритмику.
Слайд 70Печатные издания
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
VIII Международной научно-практической конференции
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ»
Слайд 71Печатные издания
Городова А. Н. Организационно-методическое обеспечение и
сопровождение учителей начальных классов в
процессе внедрения ФГОС ........... 75
Кудрявцева А. И. Проектная деятельность в начальной школе ................. 104
Курочкина М. Н., Матвеева Т. М. Психологические особенности
личности сотрудника органов внутренних дел ......................................................... 110
Курочкина М. Н., Радзивилова М. А., Золотова Г. И. Гендерные
особенности дезадаптации несовершеннолетних ..................................................... 116
Марусева И. В. Шрифт как важнейший компонент смыслового и
психологического бэкграунда рекламы ..................................................................... 121
Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. Проблема дружбы в
психологии .................................................................................................................... 126
Нургазиева А. Р. Формирование коммуникативных навыков детей
младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук ... 130
Прусакова Е. С., Дворникова И. Н. Особенности подготовки студентов
вуза к работе с детьми дошкольного возраста и развитию у них творческой
активности ..................................................................................................................... 134
Сейтяхяева Т. М. Совершенствование навыков чтения младших
школьников ................................................................................................................... 137
Скельсарова Н. В. О реализации плана мероприятий по постепенному
переходу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Почётненский учебно-воспитательный комплекс» на новые федеральные
государственные образовательные стандарты начального общего образования . 140
Слайд 72Печатные издания
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
Печатные издания
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
III Международной научной конференции
«ОПЫТ И ИННОВАЦИИ
В
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»
Кудрявцева А. И. Методы обучения и их классификация ................... 44
Городова А. Н. Разработка методических рекомендаций по организационно-методическому сопровождению учителей в процессе внедрения ФГОС НОО ................................................................................ 66
Сейтяхяева Т. М. Устное народное творчество как средство
нравственного воспитания младших школьников...................................71