Слайд 1Процесс формирования творческой активности детей с ОВЗ в начальных классах
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41 имени В.в. Сизова»
Города Курска
Подготовили:
Рындина Л.И. – учитель I категории
Слайд 2Цели развития творческой активности:
Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности,
общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Слайд 3Принципы развития творческой активности
Принцип учета структуры дефекта
Деятельностный принцип
Принцип создания ситуации успеха
Принцип
доступности материала
Принцип эмоциональной насыщенности
Принцип взаимосвязи разных видов деятельности
Принцип реализации потребности в социальной принадлежности
Принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений
Слайд 4Основания построения работы с детьми с ОВЗ
Материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных
учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.
Адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.
Третьим условием развития творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение.
Слайд 5Требования при подготовке к уроку
Отбор наглядного, занимательного и практического материала в
соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
Руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
Игры, задания, упражнения необходимо применять как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
Создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
Сочетание наглядных средств с использованием речевых приемов и методов.
Варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
Слайд 6Индивидуальный подход с учётом характерных затруднений
Учебный материал преподносится небольшими дозами
Усложнение
осуществляется постепенно
Переключение с одного вида деятельности на другой
Разнообразие видов занятий
Использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов
Мягкий, доброжелательный тон и поощрение за малейшие успехи
Слайд 7Рекомендации для учителя, работающего с детьми с ОВЗ
Никогда не сравнивайте между
собой детей. Больше хвалите за успехи и достижения.
Используйте приемы безотметочного оценивания достижений учащихся.
Замечайте незначительные успехи в развитии проблемного ребенка, старайтесь не пропустить пробелы в знаниях для оказания своевременной педагогической помощи.
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
Уделяйте внимание воспитанию у школьников уважительного отношения к чужому мнению, даже, если оно не совпадает с общим.
Не допускайте смешения в оценке учебных достижений и личности школьника.
Старайтесь избегать такого подхода к дифференциации, при котором «слабые делают меньше и легче, а сильные больше труднее». Предпочтительнее, когда все выполняют одно задание, но каждый на своем уровне возможностей. Главное, чтобы уровень возможностей повышался.
Учитесь составлять разноуровневые задания.
Слайд 8Разноуровневые задания
1 уровень – ребенок сам еще не способен решить учебную
задачу, ему предлагают два варианта, среди которых надо выбрать правильный (лесной-лес; лисной-лис)
2 уровень – ребенок уже может решить учебную задачу, в качестве опоры ему дают правильный ответ (л…сной-лес)
3 уровень – ребенок сам решает учебную задачу, в качестве проверки он должен выбрать правильный ответ среди предложенных вариантов (л…сной-лез, лис, лестница, лесной, лист, перелесок, лось)
4 уровень – ребенок сам решает учебную задачу и сам осуществляет проверку (л…сной-…)
5 уровень – ребенку предлагают определить характер учебной задачи и привести свои примеры. (Определи характер орфограммы и напиши три пары слов на это правило: (л…сной-…)
6 уровень – ученик получает задание придумать «ловушки» с целью определения ошибкоопасных мест.
Слайд 9Применение инновационных технологий
Личностно-ориентированные технологии обучения
Создание творческой атмосферы на уроке, создает необходимые
условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология уровневой дифференциации
Работая дифференцированно с учащимися, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создание проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности.
Исследовательские методы в обучении
Дают возможность самостоятельно пополнять свои знания
Слайд 10Применение инновационных технологий
Игровые технологии
Облегчают преодолевать трудности в обучении
Групповая технология
Позволяет организовать активную
самостоятельную работу на уроках.
Информационно-коммуникационные технологии
Возможность решения тренировочных творческих и исследовательских задач.
Здоровьесберегающие технологии
Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности. Используется тип дидактической игры, «Игры-разминки». Создание благоприятного эмоционального настроя, профилактика стрессов, смена видов деятельности, помогающие преодолевать усталость. Физминутки выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке.
Слайд 11Основные модели обучения
Свободная модель
Личностная модель
Развивающая модель
Активизирующая модель
Формирующая модель
Природосообразная модель дифференциации
Слайд 12Игровые технологии
Форма проведения игры может быть разной:
коллективной
групповой
индивидуальной
Игра
может использоваться на любом этапе урока или весь урок может быть связан игровым сюжетом.
Слайд 13Классификация игр по характеру познавательной деятельности
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»)
Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это — «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.
Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший контролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).
Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.
Слайд 14Основные структурные компоненты дидактической игры
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного
воздействия и реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки, разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры (подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания, определение команды-победительницы). Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих.
Слайд 15Игра «Магазин игрушек»
(пример индивидуальной игры)
Дидактическая задача: развивать умение выделять 1
звук (гласный или согласный) в слове.
Игровая задача: купить игрушку.
Игровые правила: игрушка продается только тогда, когда правильно определил 1 звук в ее названии.
Игровые действия: выбрать игрушку, определить 1 звук в названии игрушки, заплатить за игрушку чеком-буквой.
Ход игры
Педагог раскладывает на столе игрушки: куклу, дудку, зайца, ослика, утенка, ослика, барабан, мяч. Затем детям предлагает быть покупателями. «Подумайте, какую игрушку ходите купить, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки».
Дети должны объяснить какой это звук – гласный или согласный. Если ответ правильный, то игрушка считается купленной.
Слайд 16Игра «Собери урожай»
(пример групповой игры)
Дидактическая задача: повторить склонение имен существительных
Игровая
задача: собрать яблоки.
Игровые правила: урожай считается собранным, если яблоки в ней лежат одного сорта.
Игровые действия: каждой группе дается корзина. Надо собрать в корзину яблоки определенного сорта (склонения).
Слайд 17Игра «Командная игра-цепочка»
Дидактическая задача: дописать подходящие по смыслу имена существительные в
винительном падеже.
Игровая задача: собрать цепочку как можно длиннее.
Игровые действия: 3 команды собирают свою цепочку.
Слушаю музыку, маму… .
Пишу диктант, письмо… .
Строят башню, дом… .
Слайд 18Методы обучения
Когнитивные
(методы учебного познания)
Метод эмпатии (вживания)
Метод образного видения
Метод
исследования
Креативные
(создание детьми личного образовательного продукта)
Метод придумывания
Метод «Если бы…»
Метод агглютинации
Метод ошибок
Слайд 19Метод эмпатии (вживания)
Условием успешного применения этого метода является определенное состояние детей,
создаваемый педагогом настрой. Это может быть игра.
Главное – это воспитание эмпатии, т.е. перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Для большинства детей с ОВЗ есть психологические предпосылки для переживания и развития эмпатии.
Можно использовать при работе над загадками. Придумывание загадок от имени предметов, явлений, объектов.
Слайд 20Метод образного видения
Эмоционально-образное исследование объекта.
Глядя на число, букву, нарисовать
и рассказать увиденные в них образы.
При изучении цифр, букв.
«На что похожа?»
Иллюстрация к сказке.
По внешности на картинке попробовать рассказать о герое этой сказки.
Слайд 21Метод исследования
По заданному плану научить исследовать объект.
Объектом для исследования выбирается
линейка. Предлагается следующее задание: «Придумайте, как можно больше способов применения линейки». (Подпорка для цветка, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, вместо ножниц, чтобы оторвать лист бумаги).
Пример задания на исследование на уроках русского языка.
«О чем говорите вы и ваши одноклассники на переменах в свободное время? Постарайтесь вспомнить и записать все новые слова, которые используются в вашей речи».
Слайд 22Креативные методы
(создание детьми личного образовательного продукта)
Метод придумывания
Метод «Если бы…»
Метод агглютинации
Метод ошибок
Слайд 23Метод придумывания
«Представим, что Баба Яга живет в наше время. На каком
виде транспорта она бы перемещалась?»
«Придумайте необычное название стихотворению».
«Представим, что Колобок попал в реку. Как там он будет себя вести?»
«Представим, что у треугольника углы закругленные. Какие свойства имеет такой треугольник?»
Слайд 24Метод «Если бы…»
Детям предлагается пофантазировать
«Что бы могло быть, если бы …
(хищники стали травоядными).»
«Что бы могло быть, если бы животные умели разговаривать?»
«Если исчезнут окончания в словах, что произойдет?»
Слайд 25Метод агглютинации
Предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов
и изобразить… (например, бегающее дерево).
Слайд 26Метод ошибок
Внимание к ошибке может быть не только с целью
исправления, но и для выяснения ее причин. Отыскание взаимосвязей ошибки с правильностью стимулирует эвристическую деятельность.
2+5х3=17 2+5х3=17
-Почему примеры одинаковые, а ответы разные?
Исправьте предложение, избежав повторения.
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
Слайд 27Китайская мудрость
«Я слышу – я забываю,
я вижу- я запоминаю,
я
делаю – я усваиваю».