Слайд 1МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮГО - ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ
ГБОУ СОШ № 393
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
“ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ”
Выполняли учащиеся 2 “А” класса
Руководитель Рыжкова Марина Евгеньевна
2012-2013 ГОД
Слайд 2Проблемная ситуация:
В течение учебного года, особенно весной, осенью и зимой,
мы
наблюдаем периоды эпидемий респираторных и гриппозных заболеваний. Во время этих заболеваний особенно страдают дети. Для лечения таких заболеваний чаще всего употребляют химические лекарственные препараты, которые имеют побочные действия. Мы часто говорим: «Одно лечат, другое калечат». С древних времен человечество применяло различные растения, минералы, продукты животного мира для лечения заболеваний. А не пора ли нам обратиться к опыту человечества?
Проблема:
Как, каким образом использовать лекарственные свойства растений для того, чтобы сохранить своё здоровье в период эпидемий?
Слайд 3Цель проекта:
Разработать памятку по использованию лекарственных растений, продуктов животного мира
в период эпидемиологических заболеваний осенне-зимнего периода.
Слайд 4Гипотеза:
Употребление природных лекарственных препаратов в период эпидемий в качестве профилактических
и лечебных средств поможет снизить количество заболевших детей.
Цель исследования:
Собрать необходимую информацию о природных лекарственных препаратах, способах их приема для лечения и профилактики простудных заболеваний, изучить влияние применения этих препаратов на снижение количества заболеваний в период эпидемий.
Задачи:
1. Изучить лекарственные свойства растений, которые могут использоваться в борьбе с простудными заболеваниями:
1.1. при насморке
1.2. при кашле
1.3. при высокой температуре
1.4. для профилактики, для повышения иммунитета
2. Исследовать влияние полезных свойств чеснока и лука для профилактики простудных заболеваний.
3. Изготовить гербарий лекарственных растений для борьбы с простудными заболеваниями.
4. Изготовить коллекцию трав, плодов, продуктов животного мира для борьбы с простудными заболеваниями.
5. Разработать памятку по лечению простудных заболеваний в период эпидемий.
6. Подготовить иллюстрированный материал для презентации проектно-исследовательской работы на конкурсах различных видов.
Слайд 6Содержание
проектно-исследовательской работы
I. Введение
II. Исследовательская часть
III. Выводы
IV. Приложения
Приложение №
1. Лекарственные растения при простуде.
Фотоэкспозиция.
Приложение № 2. Интересные факты из жизни
растений. Растения – яды.
Приложение № 3. Фото гербария.
Приложение № 4. Буклет-памятка по лечению
простудных заболеваний в период
эпидемий.
Слайд 7Введение.
Разнообразие лекарственных растений и продуктов животного мира. Целебная сила растений.
В нашей стране произрастает довольно большое разнообразие видов лекарственных растений.
Лекарственные растения прошли большую проверку временем.
С незапамятных времен человек лечился природными объектами растительного и животного происхождения. Целебные свойства растений широко используются в народной медицине, популярность их в последние годы значительно возросла.
Это прежде всего растения, обладающие жаропонижающим действием, отхаркивающие и мягчительные средства, слабительные, вяжущие и т. д.: малина, клюква, брусника, смородина, шиповник, мать-и-мачеха, чабрец, черемуха, черника, корневища бадана, кровохлебки и ряд других. Эти растения и препараты из них используют и в профилактических, и в лечебных целях.
Слайд 8БЕРЁЗА
Растет в лесных и лесостепных зонах преимущественно в южной полосе,
замещаясь на севере березой пушистой. С лечебными целями у березы заготовляют почки.
Березовые почки в виде настоя и настойки применяют как мочегонное и желчегонное средство.
Свежесобранные листья - для лечения радикулита. Березовый сок рекомендуют как витаминный напиток, в качестве общеукрепляющего средства, при почечнокаменной болезни и заболеваниях печени. Его назначают при желудочных заболеваниях, туберкулезе, ангинах, анемиях, длительно не заживающих ранах.
Березовыми вениками широко пользуются в русских банях.
Слайд 9БОЯРЫШНИК
Растут в сухих лесах, на опушках, в поймах, по долинам
рек в лесной, лесостепной и степной зонах.
Заготовляют у боярышника цветы и плоды. В научной медицине применяют настойку цветков боярышника и жидкий экстракт плодов.
Препараты применяются при расстройстве сердечной деятельности, сердечной слабости, бессоннице у сердечных больных. В народе боярышник рекомендуют при нервных заболеваниях, неврозах сердца, бессоннице, одышке, кашле, астме, лихорадочных заболеваниях, ревматических поражениях сердца.
Слайд 10ГОЛУБИКА
Растет по болотам среди тайги, часто в горах, по всем районам,
кроме степных.
Свежие ягоды голубики применяют для приготовления витаминных напитков, морсов, а также отваров из сушеных ягод для лихорадящих больных и как противоцинготное средство. Отвар также назначают при расстройствах пищеварения, гастритах, энтеритах и заболеваниях мочевого пузыря.
Отвар листьев - при сахарном диабете и в качестве легкого слабительного. Свежие ягоды употребляют в пищу, из них варят варенья, кисели, готовят вино.
Слайд 11КЛЮКВА
Растет по болотам.
В медицинской практике клюкву применяют в виде экстрактов
и сиропов из свежих ягод при лихорадочных заболеваниях, малярии, кашле, простудных заболеваниях, ангине.
Ягоды считают полезными при атеросклерозе, гипертонической болезни, камнях в мочевом пузыре, при заболеваниях печени, раке, как противовирусное средство при гриппе. В народе растение в виде сока и отвара популярно и как наружное средство при лечении аллергических сыпей, золотухи, ожогов.
Таблица 1
Классификация растений по назначению
Таблица 2
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира в лечебных целях
Таблица 2
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира в лечебных целях
Таблица 2
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира в лечебных целях
Таблица 3
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира для профилактики заболеваний
Таблица 3
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира для профилактики заболеваний
Таблица 3
Классификация способов использования растений и продуктов животного мира для профилактики заболеваний
Таблица 4
Подбор частоты приема профилактических препаратов в 2 «А» классе
Примечание: Можно носить бусы из чеснока.
Таблица 5
Исследование влияния применения растений и продуктов животного мира для профилактики на состояние здоровья учеников 2 «А» класса в период эпидемии
Слайд 22 III. Выводы
Работа была очень увлекательной. Ученики:
- изучили лекарственные
свойства растений, которые могут использоваться в борьбе с простудными заболеваниями;
- исследовали полезные свойства чеснока и лука для профилактики простудных заболеваний;
- изготовили гербарий лекарственных растений и коллекцию трав, плодов, продуктов животного мира для борьбы с простудными заболеваниями;
- разработали буклет-памятку по борьбе с простудными заболеваниями в период эпидемий.
- узнали много интересного о растениях-ядах, употребление которых может иметь побочное действие;
- подтвердили свою гипотезу: употребление природных лекарственных препаратов в период эпидемий снизило количество заболевших детей.
Слайд 23Приложение № 1.
Лекарственные растения при простуде. Фотоэкспозиция.
Летом ребята
занимались сбором плодов и трав лекарственных растений, таких как, почки сосны, шиповник, боярышник и др. Эти заготовки вошли в коллекцию трав и плодов, собранную учащимися 2 «А» класса.
Этапы приема лекарственных природных препаратов для профилактики и лечения простудных заболеваний:
1) 10-00 прием чая каркаде, липы учащимися в классе
2) 13-00 употребление в пищу лука и чеснока за
обедом
3) 16-00 употребление мёда на полдник.
Слайд 25Приложение № 2.
Интересные факты из жизни растений.
Растения –
яды.
Ядовитыми называются растения, содержащие такие химические вещества, которые, попав в организм человека или животного, вызывают отравление. Отравление может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти.
Дети более чувствительны к ядам и лекарствам, чем взрослые, и поэтому гораздо чаще отравляются ядовитыми растениями. Это случается и потому, что дети не знают, какие растения ядовиты. Ядовитые растения нельзя брать в рот; невымытой рукой, державшей их, нельзя касаться глаз.
Слайд 26Интересные факты из жизни растений.
Растения – яды.
Ядовитые
растения можно встретить в лесах хвойных и лиственных, сухих и влажных, на болотах и топких местах, по берегам рек, на лугах и полях и как сорные вблизи жилищ. Остановимся на растениях наиболее опасных и часто встречающихся.
Слайд 27Интересные факты из жизни растений.
Растения – яды.
Кустарник
волчье лыко. Волчье лыко цветет ранней весной, в апреле, до появления листьев. Его душистые розовые цветки располагаются на ветке плотными пучками, цветоножки очень короткие. У волчьего лыка красивые плоды — овальные ярко-красные ягоды. Однако они очень ядовиты и несут смерть тому, кто их проглотит.
Слайд 28Интересные факты из жизни растений.
Растения – яды.
Вороний глаз.
Это многолетнее невысокое растение легко узнать — оно не похоже ни на какое другое. Ягода вороньего глаза черная, с синеватым налетом. Отравление корневищем вороньего глаза вызывает рвоту, ягоды действуют на сердце.
Слайд 29Интересные факты из жизни растений.
Растения – яды.
Белена черная.
Все
растение опушено мелкими, мягкими волосками. Плод растения - коробочка с буровато- черными семенами округлой формы. Дети часто принимают их за маковое семя.
При легком отравлении беленой появляются сухость во рту, расстройство речи и глотания, расширение зрачков, сухость и покраснение кожи, возбуждение, реже - бред и галлюцинации, учащенное сердцебиение.
Слайд 30Интересные факты из жизни растений.
Растения – яды.
К
ядовитым растениям относится и всем нам знакомый ландыш майский. Причем ядовиты все его части - листья, цветы, плоды - красно-оранжевая ягоды.
Легкое отравление растением проявляется тошнотой, рвотой, сильной головной болью и болью в желудке. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений. При этом пульс, как правило, становится редким. Иногда поражается и нервная система. Об этом свидетельствуют возбуждение, расстройство зрения, судороги, потеря сознания. Может наступить смерть от остановки сердца.
Слайд 31Приложение № 3.
Фото гербария.
Во время летних каникул учащиеся собрали и засушили
множество лекарственных растений.
Слайд 32В сентябре, придя в школу, они подготовили гербарии с описанием каждого
растения.
Слайд 33Приложение № 4.
Буклет-памятка по лечению простудных заболеваний в период эпидемий.
Объединив полученные в ходе данной работы знания и умения, ребята подготовили буклет-памятку по лечению простудных заболеваний в период эпидемий.
Слайд 36Благодарность
Мы, ученики 2 «А» класса, благодарим нашу
учительницу Рыжкову Марину Евгеньевну за умелоорганизованную, интересную работу, за электронное оформление проекта, Захарову Надежду Александровну, учителя информатики, за обучение пользованию компьютером для поиска нужной информации, родителей всех учеников класса за помощь в изготовлении гербариев, коллекции трав.