Слайд 1
Исследовательский проект
как средство активизации
познавательной деятельности учащихся.
Выполнили:
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №5 г.Павлово
Гудкова О.А.
Слайд 2
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой
задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Слайд 3Задачи проектно – исследовательской деятельности
Создать условия для организации деятельности учащихся: определять
ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Слайд 4Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения и
навыки работы в сотрудничестве
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 5Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
цель:
цель
проектной деятельности – реализация проектного замысла,
целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
этапами.
проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Слайд 7Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по
различным
принципам:
по количеству учащихся;
по времени проведения проекта;
по месту проведения;
по теме.
Слайд 8Виды исследовательских проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:
теоретические;
экспериментальные;
фантастический;
изобретательский.
Слайд 9Исследовательские – выполнение с помощью корректной, с научной точки зрения методики,
имеют собранный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления, предполагают начальную неопределенность результата, которая устраняется в результате исследования:
«Изучение особенностей развития…»
Слайд 111 этап
План работы над исследовательским проектом
Слайд 12Гипотеза – предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Может быть
Предположим
Допустим
Возможно
Наверное
Слайд 14Исследовательский проект
по теме:
«Влияние факторов среды
на рост и развитие растений.»
Выполнили:
ученики 3а
класса
МБОУ СОШ №5
Учитель:
Гудкова О.А.
Слайд 15Цель работы:
Узнать какое влияние на рост растений
оказывает свет, тепло и влага.
Задачи:
Исследовать влияния света, тепла и воды на процесс проращивания семян растений.
Закрепить знания о строении растений.
Учиться ухаживать за растениями.
Учиться наблюдать, сравнивать, фиксировать результаты, делать выводы.
Учиться добывать знания самостоятельно в Интернете, книгах, при общении со старшими.
Слайд 16Характеристика растения:
Боб - самое известное растение, настоящий царь огорода. Родиной боба
считается Южная Америка. В Европу боб был завезён в середине 16 века.
Лучше всего растение растёт в районах с теплым климатом.
Боб содержит много ценных витаминов и питательных веществ.
Слайд 18«Памятка для ученика»
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу
высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Слайд 19Этапы работы
Рассмотрим развитие растений в различных условиях произрастания на
примере бобов. Мы провели опыты. А для этого, сначала положил несколько семян боба на мокрую тряпочку, а несколько на сухую. Через 5 день бобы на мокрой тряпочке проросли.
.
Слайд 20 Боб, который лежал на сухой тряпочке, остался без изменений.
Мы посадил
пророщенные бобы в грунт
1-2 группа
Цель : Влияние света на развитие растения.
1 опыт: баночка (№1, 3, )
стоит в светлом теплом
месте; баночка (№2,4) стоит
в тёмном месте;
Слайд 24
Условия: свет
Через несколько дней семена боба набухли и
появился корешок. Затем растет стебель и появляются листья. Листья и стебли зеленые. Далее идёт активный рост и развитие растения
Вывод: для роста и развития растения
необходим свет.
Слайд 27
Условие: нет света
В №2, №4 баночке, которую мы поставили
в тёмное место, семена боба набухли и появился корень. Через несколько дней увидел рост стебля и листьев.
Слайд 28 Через некоторое время мы увидели, как вытянулись стебли растения.
Стебли и листья растения жёлтые и выглядят больными.
Вывод: если растение поместить в тёмное место, то оно теряет зеленый цвет, болеет и погибает.
Слайд 303 группа.
Цель: Влияние тепла на развитие растения
2
опыт
Баночку №8 поставили в тёплое место,
а №9 в холодное место.
Слайд 32
Условия: нет тепла
В баночке №9, которую мы поставили
в холодное место, семя боба набухло, проросло на 11 день после посадки. Растение развивалось очень медленно.
Прошёл ровно месяц, растение выросло на два сантиметра от земли, побег светло-зелёного цвета.
Вывод: если семена поместить в холодное место, то их всхожесть ухудшается, а сами растения в холоде могут погибнуть.
Слайд 333. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний
и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
Слайд 34Обсуждение в группах
M2U00873.MPG
Слайд 354. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной
работы.
4.3. Итоговая конференция
Слайд 37Оформление работ, результаты проектов
и их защита происходит на:
конкурсах;
праздниках;
выставках;
акциях;
конференциях и т.д.
Слайд 38Подведение итогов
группа дарины.MPG
Слайд 39Учитель
Осуществляет консультативную помощь
Подготавливает необходимое оборудование
Обеспечивает непрерывность работы над проектом
Слайд 40 “Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я
сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Слайд 42Литература для учителя
Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания.
Савенков А.И.
Организация игр – исследований для младших школьников.// «Одаренный ребенок» №3, 2004.
Савенков А.И. Исследовательская практика детей.// «Детское творчество» №5, 6, 1998.
Савенков А.И. Я – исследователь. Самара: ООО «Учебная литература», 2007.