Презентация, доклад на тему Проектная работа по теме : Развитие техники чтения

Содержание

ВВЕДЕНИЕОсновой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.Д.Ушинского , Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, Т.И.  Кондратиной .Научно-методическая актуальность нашего исследования

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. МОЛОДЕЖИ И СПОРТА, АВТОНОМОНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КРЫМСКИЙ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра филологии
Тема проекта «Формирование навыков выразительного чтения младших школьников»
Проект
слушателя курсов
«учителя младших классов»
Жариковой Елены Валентиновны

Научный руководитель
Гавриш






Симферополь - 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. МОЛОДЕЖИ И СПОРТА, АВТОНОМОНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных

классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.Д.Ушинского , Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, Т.И.  Кондратиной .
Научно-методическая актуальность нашего исследования обусловлена также тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь - это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.
ВВЕДЕНИЕОсновой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над

Слайд 3В СТРУКТУРЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТРИ УРОВНЯ
первый - мотивационное звено, наличие мотивов

и цели действия. У младшего школьника такие мотивы - желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

В СТРУКТУРЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТРИ УРОВНЯ первый - мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника

Слайд 4Ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности (в чтении этот уровень

реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания - ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события).

Ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности (в чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка,

Слайд 5Исполнительский: при чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия:

размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям; результатом работы с текстом становится его понимание.
Исполнительский: при чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет

Слайд 6ПРЕДМЕТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - МЫСЛЬ, А РЕЗУЛЬТАТ - ЕЕ ПОНИМАНИЕ. ЧТЕНИЕ

МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С РАЗНОЙ ЦЕЛЬЮ, ПОЭТОМУ СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ:

1. Изучающее - предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.
2. Поисковое - предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.
3. Просмотровое (ознакомительное) - предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

ПРЕДМЕТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - МЫСЛЬ, А РЕЗУЛЬТАТ - ЕЕ ПОНИМАНИЕ. ЧТЕНИЕ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С РАЗНОЙ ЦЕЛЬЮ, ПОЭТОМУ

Слайд 7 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕНИКИ ОСВАИВАЮТ ЧТЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕЕ, ХОТЯ НЕОБХОДИМО ДАТЬ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И О ДРУГИХ ВИДАХ ЧТЕНИЯ. НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ И ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ :

- познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);
- регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);
- ценостно - ориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕНИКИ ОСВАИВАЮТ ЧТЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕЕ, ХОТЯ НЕОБХОДИМО ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И О ДРУГИХ ВИДАХ ЧТЕНИЯ.

Слайд 8 Важно сформировать изучающее чтение в двух формах - вслух и

молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того, данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса. Чтение про себя - это чтение глазами, без внешних рече движений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя - также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.

Важно сформировать изучающее чтение в двух формах - вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено

Слайд 9НО ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ? «Выразительное чтение - это умение

действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять  видеть текст так, как видит его  или относится к нему говорящий». К.Станиславский

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

НО ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?  «Выразительное чтение - это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей

Слайд 10ПРОЦЕСС ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВЕ СТОРОНЫ:
В техническую сторону входят:

способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание (сознательность).  Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации - логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
ПРОЦЕСС ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВЕ СТОРОНЫ:В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика

Слайд 11ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору

важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность

Слайд 12ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Логические делаются для выделения наиболее важного слова

в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после

Слайд 13ТЕМП И РИТМ ЧТЕНИЯ
Темп чтения - степень быстроты произношения текста. Общее

требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, иначе при чтении могут возникать ошибки.

ТЕМП И РИТМ ЧТЕНИЯТемп чтения - степень быстроты произношения текста. Общее требование к темпу выразительного чтения -

Слайд 14Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце

повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая, или психологическая, которая определяется содержанием и отношением к нему.

Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре

Слайд 15Основная эмоциональная окраска (тембр). Только тогда выразительность будет искренней, живой и

богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.

Основная эмоциональная окраска (тембр). Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможем разбудить в

Слайд 16В первую очередь сам учитель должен владеть мастерством выразительного чтения, так

как в начальной школе непосредственное восприятие, происходящее при первом знакомстве с произведением, чрезвычайно важно. От того, выразительно или  уныло, «бледно» прочитано литературное произведение, зависит отношение к нему слушающих, так как здесь решается вопрос: понравится или не понравится произведение. Первоначальному знакомству с текстом К. С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления «девственно свежи», что они «семена» будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, - это большой залог для дальнейшего успеха. Потеря этого важного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивного творчества. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильное».

В первую очередь сам учитель должен владеть мастерством выразительного чтения, так как в начальной школе непосредственное восприятие,

Слайд 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,  формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень

важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять.  Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без  умения пользоваться интонационными средствами выразительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом,  формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов.

Слайд 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических

учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - С. 144.
2.К.Д. Ушинский «Школа Ушинского»,  Москва,  Издательство: Карапуз ISBN, 2004. - С.  16.
3. С.Г.Калашникова «Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе» Омск: ОмГУ, 2004. - С. 22.
4. Постоловский И.З. Методическая динамического чтения.- Одесса,1986
5. Форощук А.А., Форощук Н.Е.- Киев:АСК,2004
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть