Слайд 2Сказка – великая духовная культура народа
Проектная работа
ученицы 2 класса
Поисевской средней
общеобразовательной
школы
Фазуллиной Айзили Айзатовны
Люблю читать сказки!
Слайд 3Актуальность проекта
Мы все любим чудеса. А где они
происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного.
Слайд 4Цели:
1. Ознакомить с видами татарских народных сказок, ее структурой, смыслом главных
событий, символов, героев, языком сказок.
2.Содействовать формированию правильных качеств личности у детей при сознательном прочтении татарских народных сказок.
Слайд 5Задачи:
1.Приобщить к татарским традициям, к непрерывному общекультурному совершенствованию.
2. Систематизировать,
углубить знания по теме: «Татарские народные сказки". 3. Содействовать формированию гуманных, правильных качеств личности.
4. Создать условия для развития творческих способностей.
Слайд 6План исследования
1. Ознакомиться со специальной литературой народных сказок.
2. Посетить
различные интернет – сайты, посвященные татарским народным сказкам.
3.Провести литературные встречи с другими учащимися по теме: «Жанры татарских народных сказок, их сходства и отличия и их происхождение» с целью написания авторских сказок.
Слайд 7 Результаты исследования
Древний человек верил в
силу слова (появляется фольклор). Средний возраст продолжительности жизни древнего человека был восемнадцать лет. Вся его жизнь зависела от природы и погоды. Древние люди нашли простой выход. Они просили у верхнего мира дождя, урожая. Отсюда появились обрядовые танцы, песни, народные сказки.
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал.
Слайд 8Содержание проекта:
I. Введение.
II.Основная часть:
1.Изучение историю возникновения народных сказок.
2. Проанализировать структуру народных сказок.
3.Выявить особенности построения волшебных,
бытовых и сказок
о животных .
4. Определить роль сказочного жанра.
III. Заключение.
IV.Литература.
Слайд 9Сказка- мудрость народа!
Гердер: “ Әгәр сабыйга беркайчан да әкият сөйләмәгән булсалар, аның
күңелендә эшкәртелмәгән кыр кала, һәм шуннан соңгы елларда инде бу кырны эшкәртү мөмкин булмаячак”, - дигән
Слайд 11Символика чисел в татарских народных сказках
Өч саны
Җиде саны
Алты
саны
Тугыз саны
Унике саны
Слайд 12В народных сказках
часто употребляются
Бик матур егет
Иң өлкән абзый
Иң кечкенә эне
Бик яхшы
ат
Бик матур алан
Бик зур ерткыч хайван
Бик зур ком тавы
Бик зур алтын сарай
Бик сылу, матур, кызыл битле, кара кашлы бер кыз
Слайд 13Добрые и плохие качества
героев
Явыз Миһербанлы
Комсыз
Юмарт
Хәйләкәр Намуслы
Аңгыра Акыллы
Слайд 14Личные качества героев
Батыр егет
Зирәк солдат
Акыллы кыз
Мәнсез карт
Хәйләкәр адәм
Алдакчы Тимер
Юләр угыл
Слайд 15Описания внешности
сказочного героя
Алтын кош
Ак елан
Кызыл әтәч
Юләр Бүре
Шәрә Бүре
Кодрәтле Әтәч
Хәйләкәр Төлке
Слайд 16Характерные особенности
персонажей
“Әләкче вәзир”
“Батыр тегүче”
“Гакыллы бала”
“Зирәк карт”
“Мактанчык бай”
Слайд 20Главные герои- животные
Төлке, төлке-төләйман
ӘТӘЧ БЕЛӘН ТӨЛКЕ
ТОРНА БЕЛӘН ТӨЛКЕ
АРЫСЛАН, БҮРЕ, ТӨЛКЕ
ТӨЛКЕ БЕЛӘН БҮРЕ
САЛАМ ТОРХАН ҺӘМ ТӨЛКЕ
АЮ, БАБАЙ, ТӨЛКЕ
ШӘРӘ БҮРЕ
КӘҖӘ БЕЛӘН БҮРЕ
АЮ БЕЛӘН ХАТЫН
АЮ ХЕЗМӘТЕ
МӘЧЕ БЕЛӘН АЮ
КӘҖӘ БЕЛӘН САРЫК
МӘЧЕ, ЮЛБАРЫС ҺӘМ КЕШЕ
МАЧЫ БАШЛЫ ЯБАЛАК
АЙ БЕЛӘН КОЯШ
Слайд 21В бытовых сказках превозносится народная мудрость
Байлар һәм Шомбайлар
ЗИРӘК КАРТ
ВАСЫЯТЬ
ӨЧ СОРАУ
МӘГЪНӘЛЕ
КЫЗ
ҖИДЕ БАҖАНЫ БЕР БҮРЕ АШАГАН
ТУРЫ СӨЙЛӘГӘН КОТЫЛГАН, ЯЛГАНЛАГАН ТОТЫЛГАН
ҺӨНӘРЛЕ ҮЛМИ, ҺӨНӘРСЕЗ КӨН КҮРМИ
ДИЮЛӘРНЕ ҖИҢГӘН
ШҮРӘЛЕ
КҮКЕ КЫЧКЫРГАЧ, КӨТҮЧЕ ХЕЗМӘТ ХАКЫ АЛА
ШОМБАЙ
ТАПКЫР КЫЗ
Слайд 22Волшебный мир сказок
ЕЛАН ПАТШАСЫ
ШАҺМАРА
ЗӨҺРӘ
ГӨЛЧӘЧӘК
ҮГИ КЫЗ
ӨЧ КЫЗ ТУГАН
ТАҢБАТЫР
КАМЫР БАТЫР
АК БҮРЕ
ЧӘЧӘК КҮЛМӘК
Слайд 25Заключение:
Дорогие ребята, читайте сказки, хотя они и являются
поэтическим вымыслом, в них исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух, это подлинная энциклопедия жизни татарского народа, они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем многообразии и многогранности!
Слайд 26
Литература:
1.Әдәбият терминнары һәм төшенчәләр сүзлеге / Төз. Заһидуллина Д.Ф., Ибраһимов М.И.,
Аминева В.Р., Юсупова Н.М., Гайнуллина Г.Р. – Казан: Мәгариф, 2007.
2. Бакиров М.Х. Татар фольклоры. Югары уку йортлары өчен дәреслек / М.Х.Бакиров. – Казан: Мәгариф, 2008
3. Татар халык иҗаты. Фәнни эзләнүләр һәм фольклор үрнәкләре. (Фәнни конференцияләр материаллары җыентыгы). Беренче китап. – Казан: РИЦ “Школа”.2007
4. Урманче Ф.И. Борын-борын заманда//Татар халык иҗаты. Әкиятләр / Казан: Хәтер, 2007
5.Фольклор теле – шигърият теле.- Фикер.-Казан, 2001