Слайд 1Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы. Целевые установки и планируемые
результаты.
Слайд 2ДО НАЧАЛА СЕМИНАРА ОТВЕТЬТЕ НА ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ВОПРОСЫ,
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ
ОТ СЕМИНАРА.
БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ СВОИМ ИДЕЯМ И ИДЕЯМ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ!
Как давно Вы используете проектную работу в начальной школе?
Работаете ли Вы по собственной программе или используете готовые комплекты?
Что Вы вкладываете в понятие «проект»?
Слайд 3Ведущие
Иншакова Ирина Владимировна - Заместитель директора
по содержанию образования.
Эксперт
Департамента образования по аккредитации образовательных программ, участник разработки инновационных проектов, координатор работы экспериментальных площадок действующих на базе ЦО 1679
Зубавичене Татьяна Владимировна - учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1679.
Отличник народного просвещения
Лауреат Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Успешное развитие личности в познавательной сфере» Москва. Участник проведения курсов МИОО и семинаров для сетевых
площадок России.
Юхина Мария Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1679.
Автор работ в сборнике «Школа 21 века. Какой педагог нужен школе?».
Участник серии курсов по программам:«Актуальные проблемы современного образования»,«Классный руководитель в современной школе»,
«Система воспитательной работы в новых современных условиях».
Участник проведения курсов МИОО и семинаров для сетевых
площадок России.
Слайд 4«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об
этом помнит».
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 5 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.
Слайд 6Проектная деятельность в начальной школе
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью».
М.Монтень
Слайд 7Проектная деятельность в начальной школе - это одно из актуальных направлений
новых педагогических технологий.
Для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования.
Начало проектной деятельности начинается у каж-
дого ребенка в зависимости от его ЗБР (индивидуальных и возрастных особенностей).
Проектная деятельность объединяет всех СОД: детей, родителей и учителей
Слайд 8Специфика работы над проектом
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 9Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для
воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.
Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Слайд 10Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на
развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей образовательного процесса.
Слайд 11Учебный проект с точки зрения
учащегося
– это
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей
Слайд 12 Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.
Слайд 13 Итак, проект - это и задание
для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 15Проект – это 6 «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Слайд 16Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие (игровые),
ролевые;
по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные;
по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые;
по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Слайд 17Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:
План работы над
проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Слайд 18 Преимущества групповых
проектов:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Слайд 19Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе
руководства проектом:
Энтузиаст, который
повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Слайд 20Образовательный потенциал
проектной деятельности:
создаёт у учащихся образ цельного знания;
повышает мотивацию
учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
интерпретация результатов.
Слайд 21Воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
способности
к самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.
Слайд 22Развивает:
исследовательские и творческие способности личности;
способность к самоопределению и целеполаганию;
умения
самостоятельно конструировать свои знания;
коммуникативные умения и навыки;
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время;
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Слайд 23Этапы работы над проектом
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач,
поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
Слайд 242. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах,
выдвижение и проверка гипотез.
Оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта.
Стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
Слайд 253.Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка
устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите (выразительность и культура речи), отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
к уровню подготовки обучающихся
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Слайд 27Личностные
универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• формирование рефлексии*.
Слайд 28Достижение 3 уровней результатов
при работе с проектом:
Первый уровень результатов
(Старшая группа -
1 класс)
предполагает приобретение дошкольниками и первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям, развитие мотивации к проектной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению и анализу собственных результатов.
Итоги реализации работы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Слайд 29«Расскажи- и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать –
И я
пойму.»
Китайская пословица