«Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Слайд 2Участники проекта: дети средней группы «Солнышко»,
воспитатели, родители.
Тип проекта: краткосрочный.
Слайд 3Актуальность проекта:
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе
начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное неродное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа., получает первое впечатление о ней.
Слайд 4Цель проекта:
Развитие познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Вызвать
интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов
Слайд 5Задачи:
Обосновать значение устного народного творчества в развитии детей
Знакомить детей с
окружающим миром – природой ( растения, животные, птицы);с укладом жизни и быта русского народа
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями
Слайд 71 этап – составление плана работы:
развитие речи детей средствами народного творчества;
изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап – работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, сказок, потешек).
3 этап – работа с родителями:
консультации по теме проекта;
создание тематических папок с приобщением родителей;
родительское собрание на тему « Роль устного народного творчества в развитии речи детей (консультация);
выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Слайд 8Методы и приёмы, используемые на проекте
Слайд 9
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное
чтение, заучивание наизусть, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Слайд 101-й этап
Направление и содержание работы
— Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств
устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).
— Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
Слайд 112-й этап
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку « Потешки, песенки»
Слайд 123-й этап
Содержание практической деятельности с детьми
— Показ кукольного театра по сказке
«Колобок» (июнь)
— Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)
— Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
— Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (август).
— Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
— Показ сказки «Репка» – август.
— Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» — август.
— Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные – август.
Слайд 15Расскажем и покажем интересную сказку!
Слайд 17Заучивание потешек(в группе)
Водичка, водичка, умой моё личико…
Слайд 18На прогулке:
Солнышко, вёдрышко, выгляни на брёвнышко…
Слайд 19Обыгрывание потешки «Кисонька – мурысенька»
Слайд 22Консультации для родителей:
Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
Роль фольклора
в развитии детей
Важность устного народного творчества при воспитании у детей уважения к семейным традициям.
Роль народных песенок, потешек,в развитии ребёнка.
Слайд 23Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли
Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?