Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Учебный предмет: русский язык
Участники: учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель проекта: Рожманова В.П.
2014-2015 уч. год
Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Учебный предмет: русский язык
Участники: учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель проекта: Рожманова В.П.
2014-2015 уч. год
Вопросы, направляющие проект
СБОР ИНФОРМАЦИИ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
фото
Еще греческие ученые заметили, что существительные имеют основную форму и косвенную. Косвенные формы
как бы отклоняются от прямой. Отсюда известный термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
Дежурный библиограф –
Шуриков Н.
Грамматический термин падеж
является переводом латинского слова CASUS – «падение».
РАБОТА ПО ГРУППАМ
ГРУППА 3
Задание: просклонять существительные вода, дядя (1-е склонение)
Задание: просклонять существительные друг, окно (2-е склонение)
Задание: просклонять существительное ночь
(3-е склонение)
1-го склонения
5 разных
окончаний,
падежей 6
2-го склонения
5 разных
окончаний,
падежей 6
3-го склонения
3 разных
окончания,
падежей 6
Если следовать точно количеству разных окончаний, то в 1-м и 2-м склонениях было бы по 5 разных падежей, а в 3-м – всего 3.
Это было бы неудобно: запоминать для каждого склонения свои падежи. Самые разнообразные значения слов передает шестипадежная система.
В современном русском языке 6 падежей.
Основные падежи русского языка
* Чтобы лучше запомнить порядок падежей, используй предложение: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»
Что рассказывают Падежи о себе
Я падеж Родительный.
Это означает «полученный от рождения». Раньше Родительный падеж назывался Родственным. Чаще я указываю на принадлежность одного предмета другому.
Меня люди называют Дательным, и это не случайно: я постоянно связан с глаголом дать (передать, отдать, подарить). Я называю человека и предмет, которому что-то дают.
Мы дарим подарки друзьям.
И
Р
Д
Меня называют Творительным падежом. Я дружен с глаголом творить, а творить – это значит «строить», «сочинять», «писать», поэтому я чаще всего называю предмет, орудие, с помощью которого что-то делают: рисую кистью. Раньше меня называли Орудийным.
Я падеж Предложный, падеж последний. Мое название придумал великий русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов. Я очень люблю предлоги и без них не могу существовать.
Первая группа
Вот пример: «Мы работали сегодня в саду и в огороде». Ясно, что оба существительных употребляются в одном и том же падеже; поясняют один и тот же глагол, указывают на место действия. Это особый падеж – МЕСТНЫЙ. Цвести в саду, дом в саду, шалаш на огороде (появляются окончания - синонимы: у , е ).
Предложный падеж в древнерусском языке называли Местным.
Этот вывод сделали ученые, проанализировав печатные издания.
Купаться в море
Вторая группа
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» – читаем у А.С. Пушкина. Конечно, все понятно. Вот только что за странная форма слова – «старче». Даже, если предскажут, что это форма слова «старец», а не «старик», все равно непонятно. Нет такого падежа и слова «старец». Он когда-то был. Он употреблялся, когда кого-то звали, окликали. Его так и называли – Звательный. Этот падеж опять стал появляться: «Петь, иди сюда!» - зовет
Из сказки пушкина
мальчик приятеля. Что за падеж – «Петь»? Конечно, Звательный. Правда, особую форму в этом падеже имеют не все слова, а только в разговорной речи.
Третья группа
На эти падежи нужно обратить особое внимание. В школьном учебнике указаны основные падежи русского языка. У каждого из них есть особые формы, каждый падеж имеет несколько различных значений. А вот местный, звательный и некоторые другие падежи – дополнительные. Особую форму имеют некоторые слова. У каждого из этих падежей всего какое-то одно значение, которое бывает и у основных падежей, поэтому дополнительный падеж не сразу отличишь от основного. Без знания основных падежей не обойтись, а без знания падежей дополнительных обойтись можно. Вот и не упоминаются они в школьном учебнике.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
П
В
П
В
В
П
П
П
В
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
В
В
И
И
Д
Р
П
Лингвистические посиделки по теме:
«Изменение имен существительных по падежам»
Вопросы:
Информационный продукт:
алгоритм грамотности
- ий
- ие
- ия
- мя
! -И
в здании
о времени
об армии
в планетарии
1-е склонение
Лиса, земля
2-е склонение
Богатырь, окно, конь
3-е склонение
Степь, печь
«Волшебные» слова-помощники:
8. О морков…
9. В тетрад…
10. Из библиотек…
11. От площад…
12. На опушк…
13. О времен…
14. Возле деревн…
е
е
е
е
е
е
и
и
и
и
и
и
и
и
ИТОГИ МИНИ-ПРОЕКТА
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Незнайка
1 учащийся
3 учащийся
5 учащийся
7 учащийся
Ведущий
2 учащийся
4 учащийся
6 учащийся
Ребята, здравствуйте, это я, Незнайка. Я попал в школьное научное общество учащихся? Я слышал,
что здесь ребята обожают русский язык
и с интересом его изучают.
Послушай, Незнайка, сказку.
В сказке есть одно и тоже имя
существительное. Найди его.
Итак, сказка начинается.
Да, мы сегодня проводим лингвистические посиделки. Сидим в дружеском теплом кругу, говорим о жизни и о русском языке. Присоединяйся к нам, Незнайка.
Незнайка, представь, что было бы, если бы они не менялись?
«очень они дружили с мотылек… подружка часто думала о мотылек, когда мотылек не было рядом…».
Ха-ха-ха! Так не говорят по-русски. Выходит белиберда какая-то.
- что? чего? чему? чем? О чем? Не пугайся, Незнайка, все эти вопросы легко запомнить.
А какие вопросы надо ставить к именам существительным?
К одушевленным именам существительным - КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? О КОМ?
А к неодушевленным?
Такое изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Есть такой старый детский стишок - запоминалка:
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Ой, какая каша у меня в голове! Так много падежей! Как же их все запомнить?
А это такой стишок – небылица. Русский народ часто сочинял небылицы, чтобы жилось веселее. Помнишь:
Ехала деревня
Мимо мужика,
вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Как же Иван мог родить девчонку? Он же не тетя, а дядя?
Имя существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является подлежащим.
Ехала (что?) деревня.
Визжала (кто?) хрюшка.
Зевала (кто?) старушка.
Валялась (что?) игрушка.
Ох, вздыхаю от тоски,
Но родительный падеж
Не запомню, хоть зарежь!
Из дома – из чего? Откуда? Убираю предлог из и подставляю слово нет: нет дома.
Существительное не изменилось. Ура! Это родительный падеж.
Это будет мой любимый падеж!
Потому что, во-первых, это очень приятно- делать подарки, а во-вторых, у дательного падежа всего два предлога: к и по. Их легко запомнить.
Красная Шапочка шла (к кому? куда?) к бабушке (даю бабушке).
А у Винительного падежа есть слово помощник – виню, то есть обвиняю.
Виню (кого?) девочку, мальчика.
Виню (что?)сковородку.
Ерунда какая то получается. Может быть, эти мальчики и девочки вообще ни в чем не виноваты! А винить сковородку, и вовсе глупость. Она же не живая! За что ее винить? Что картошка подгорела? Так это хозяйка виновата, а не сковородка! Нет, не нравится мне ваш обвинительный падеж! Не хочу никого винить!
А еще кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту, крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки разнесу я
И тогда домой вернусь.
Что увижу и кого –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят дом, невдалеке,
Лепят башню на песке…
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Незнайка, представь, что надо еще научиться не путать Винительный падеж с Предложным падежом. Мы сомневаемся, когда перед нами существительные неодушевленные и совпадают вопросы: что?
Кстати, слово лиса – наша палочка – выручалочка.
Понял, запутался в падежах, подставляй слово лиса: бросала (что?) мяч, (кого?) лису – Винительный падеж.
А теперь послушайте стихи про винительный падеж.
«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я …летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
А я еще одно стихотворение вспомнил, которое подходит к нашей теме. Это английская песенка в переводе Корнея Ивановича Чуковского. Называется она «Барабек».
Робин Бобин Барабек
Скушал 40 человек,
И корову и быка,
И кривого мясника,
И телегу и дугу,
Запомнил о Винительном падеже все. Предлоги – в, на, за, про, под, через; вопросы: кого? что?, слова – помощники: виню и вижу и проверяю словом ЛИСА.
Вой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
И метлу и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
« У меня живот болит!»
Что там долго говорить,
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник. Я - творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом,
Нарисованным моржом,
Экскаватором с ковшом
И большим седым ежом.
Ну – ка лист переверну
И опять творить начну!
Незнайка, тебе задание, будь добр, разыщи в стихотворении существительное в творительном падеже, пожалуйста. Не то они так и останутся неузнанными, а это очень печально.
Ты молодец, Незнайка. Предлоги предложного падежа: о,
об, в, во, на, при; а слово – помощник: думаю или мечтаю.
Ребята! Внимательнее!
Очень важно не путать Предложный падеж с Винительным.
Различайте по вопросам:
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках,
Я мечтаю об осле,
Я мечтаю об орле
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
Ребята, я считаю, что мы сделали еще один шаг на пути к грамотности.
Чтобы определить падеж имени существительного в словосочетании и предложении, нужно:
Найти слово, от которого зависит существительное.
От этого слова к существительному поставить падежный и смысловой вопросы (используем одновременно оба вопроса).
По вопросу и предлогу (если он есть) определить падеж.
Мы напишем письмо Деду Морозу и расскажем о своих мечтах. Для этого используем 10 слов в предложном падеже (можно и больше). Если правильно составить послание, то в Новом году хотя бы одна чья – то мечта наверняка сбудется!
Подводим итоги наших посиделок:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть