Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11
«Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТ
«ВЛИЯНИЕ МАНДАЛЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»
Автор работы: Татьянникова Нина Ивановна воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд 2Актуальность проекта
Вглядываясь в лица своих воспитанников, я задумалась,
почему одни дети весёлые, у них всё получается, а если и не получается, то они легко с улыбкой преодолевают трудности, а другие наоборот – грустные?
Развитие эмоций у дошкольников остаётся актуальной проблемой на сегодняшний день. Некоторые дети в детском саду очень часто не адекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении общаться. Всё это приводит к плохому настроению, эмоциональным переживаниям, стрессу, депрессии, что, в конечном итоге, влияет не только на моральное состояние, но и на физическое. Эта категория дошкольников нуждается в помощи.
Одним из видов помощи может быть мандала. Мандала помогает выражать свои чувства, учит доверять себе и другим людям, развивает понимание, обладает оздоровительным эффектом.
Слайд 3Цель исследования:
Получить новые знания о мандале и её положительном влиянии на
эмоциональное благополучие дошкольников.
Объект исследования:
Воспитанники старшей татарской группы.
Предмет исследования:
Влияние мандала на эмоциональное и физическое здоровье дошкольников.
Задачи:
Познакомить с мандала;
Установить воздействие мандала на эмоциональное самочувствие дошкольника;
Создание мандала.
Слайд 4 Гипотеза исследования:
Если правильно организовать работу
дошкольников с мандала, то у них улучшится эмоциональное самочувствие, появится радость общения с другими детьми, умение сопереживать, улучшится физическое состояние.
Для достижения поставленных целей и задач я использовала такие методы, как: личные наблюдения, изучение литературы, изданий периодической печати, Интернет-ресурсов, опрос, творческую работу.
Форма предъявления результатов практического использования метода будет выражена в самих работах - рисунках, их завершенности и качественного исполнения.
Слайд 5Без удивленья холодно уму,
Оно его живит и утепляет,
Пусть даже удивишься ты
тому,
Что ничего тебя не удивляет.
В. Берестов
«Мандала есть великое таинство мира».
Х. Джохари
История мандала
Слайд 6В переводе с древнего индийского языка слово «мандала» означает «круг» или
Слайд 7Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой
природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире.
Ацтекский камень солнца
Аркаим
Слайд 8бубны шаманов
лабиринты
витражи
снежинка
Слайд 9Изображения магических кругов (солнца, колеса, лотоса, а также кругов с вписанными
в них треугольниками и квадратами) распространены не только в Тибете или Индии. Например, многие американские индейцы рисуют мандалы, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, поправить здоровье заболевшего члена племени.
Слайд 10 В христианской культуре также можно встретить множество мандал: это
и элементы оформления храмов.
Очень многие орнаменты, которыми украшают пасхальные яйца, представляют собой ни что иное, как мандалу.
И то, что эти символы распространены в таких далеких друг от друга культурах, верный признак: коллективное бессознательное подсказывает людям, как обрести душевный покой.
Слайд 11 В мусульманской культуре можно встретить мандалы: герб Татарстана,
мужской национальный головной убор - тюбетейка, традиционные татарские блюда – бәлеш, чак-чак.
Слайд 12Открыл тайну мандалы австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же
открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью. Она отражает центр человеческой души.
Слайд 13Воздействие мандалы на эмоциональное самочувствие дошкольника
Слайд 14Практически все круговые изображения, сложные или самые элементарные, не только приятны
глазу, но и полезны для здоровья. Но ведь можно не только смотреть, но и творить! К тому же, нарисовав мандалу, мы как бы «заключаем» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться».
Создавать мандалу можно когда не только плохое настроение, но и хорошее. Мандала помогает укрепить внутреннее «Я», создает видимую безопасность, красочный рисунок радует человека, он становится менее конфликтным, высказывая все в искусстве.
Слайд 15Мандалы могут быть любого размера — и большие, и маленькие, они
могут быть размером со стену, а могут помещаться в кошелек. Еще один несомненный плюс мандалы — она может стать прекрасным украшением или оригинальным дополнением к подарку.
Слайд 16Виды работ с мандалой.
созерцание и медитация
Слайд 17Виды работ с мандалой.
развитие памяти
Слайд 18Виды работ с мандалой.
отдых для глаз
Слайд 19Виды работ с мандалой.
разукрашивание готовых образцов
Слайд 20Виды работ с мандалой.
создание индивидуальных мандал
Слайд 21Создание мандалы.
Нарисовать собственную мандалу очень легко. Для этого нужно взять
круглую тарелку, ватман, карандаши, или краски, или мелки. Рисунок начинается с центра, в нем рисуется первое, что приходит в голову, затем заполняется пространство от центра к линии окружности. Такое под силу любому, главное, не думать и размышлять, а чувствовать и действовать, ведь мандала – это персональная рукотворная Вселенная внутреннего мира каждого человека.
Слайд 22Мандалы можно также создавать с помощью природного и других материалов (соль,
камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, ленточки и т.д.) Мандала – это творчество! В изготовлении мандал можно проявить всю свою фантазию, попробовать для себя что-то новое и выплеснуть все эмоции без вреда для здоровья и настроения близких людей.
Слайд 23В настоящее время очень многие люди занимаются созданием своих авторских мандал
и размещают их в Интернете. Даже стали проводиться конкурсы на лучшую тематическую мандалу.
Слайд 27Заключение
Мандала пришла к нам из прошлого, она заняла устойчивую позицию в
настоящем и, обязательно сделает широкий шаг в будущее.
При рисовании мандалы улучшается эмоциональное состояние у дошкольников:
пропадает беспокойство;
уходят страхи;
улучшается взаимоотношение в коллективе.
Беспокойные дети успокаиваются, а пассивные, нарисовав мандалу, становятся более активными и творческими.
Вывод
Мандала помогает сохранять физическое и духовное здоровье, способствует раскрытию индивидуальности каждого воспитанника.
Слайд 281. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования
и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4 , 2007, С. 18-19.
4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).
8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.
10. http://ru.wikipedia.оrg - «материал из Википедии — свободной энциклопедии».
11. http://radostj-gizni.mirtesen.ru/blog/43867840134 - сайт «Радость жизни».
12. http://www.extralogiya.ru/mandalapamyati.html - сайт «Мир непознанного!».
13. http://www.seven-rays.ru/tema6.html- сайт «Сети Света».