Слайд 1Возрастные особенности развития личности ребёнка. Создание благоприятных условий развития детей в
условиях преемственности Государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования.
Слайд 4«Любая реформа образования должна опираться на личность человека!»
Мария Монтессори
Развитие личности – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
В детстве и юности эти изменения происходят особенно быстро. Можно сказать, что младший школьник и старшеклассник – это люди с разных планет, настолько отличается их физическое, психическое, социальное и духовное развитие.
Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. А также особенности той социокультурной среды, которая складывается под влиянием информационного общества.
Слайд 5Развитие
Физическое развитие –
изменение роста, веса, силы, пропорций тела.
Физиологическое развитие –
изменение функций
организма в области сердечно – сосудистой,
нервной систем, пищеварения, деторождения, гормонального фона и т.п.
Психическое и психологическое развитие –
усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций.
Социальное развитие –
Постепенное вхождение ребёнка в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения через присвоение социальных ролей.
Духовное развитие человека – осмысление человеком своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и
будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию системы ценностей, мировоззренческих убеждений.
Слайд 6Ведущие линии развития
Развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания)
Развитие психологической
структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности)
Развитие личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т. д.)
Слайд 7Личностно - ориентированный подход - направленность учебно - воспитательного
процесса на взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в обучении.
Компетентностно - ориентированный подход - направленность учебно-воспитательного процесса на достижение результатов, которыми являются иерархически подчиненные ключевая, общeпредметная и предметная (отраслевая) компетентность.
Слайд 8Задача образования - создание условий для воспитания, становления и формирования личности
обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Системно-деятельностный подход -направленность учебно - воспитательного процесса на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний из разных учебных предметов, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к
коллективной деятельности
и самообразованию.
Слайд 10Образовательные результаты
Изменилось представление об образовательных результатах – Стандарт ориентируется не только
на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты
Слайд 11
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она
должна, прежде всего,
узнать его тоже во всех отношениях.
К. Ушинский
Слайд 12
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития, проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
В растущем разуме,
сердце и теле каждого ребенка
есть подробный план его развития.
Джон Грэй, писатель
Слайд 13Валерия Сергеевна Мухина
– психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, доктор
психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования (1997).
Валерия Мухина родилась 22 января 1935 (80 лет) в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края.
Личный сайт Личный сайт http://www.vfly.ru
Слайд 14Личность – это человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определённые индивидуальные
качества.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.
В.С. Мухина ,
академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Развитие личности».
Слайд 16Ребёнок – это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности
детского организма необходимо знать педагогам, родителям - всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребёнка
М. Лещенко, доцент кафедры
поликлинической педиатрии РМАПО, Москва
Слайд 18В педагогике первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа,
был чешский педагог
Ян Амос Коменский, который утверждал, что воспитание должно строиться по «ступеням возраста».
Слайд 19Возрастная периодизация ( В.С. Мухина, http://www.vfly.ru )
I. Детство.
Младенчество (с 0
до 12 — 14 мес).
Ранний возраст (с 1 года до 3 лет).
Дошкольный возраст (с 3 до 6 —7 лет).
Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 10—11 лет).
II. Отрочество (с 11 — 12 до 15—16 лет).
III. Юность (с 17 лет до 20 — 21 года).
Слайд 21Возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от:
- условий и
предпосылок его психического развития;
- особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие;
- от внутренней позиции самого человека, определяющей развитие на более поздних этапах онтогенеза.
Слайд 22 Возрастные периоды девочек протекают быстрее. Девочки, по
статистике, рождаются на несколько дней раньше срока, мальчики - позже. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже - говорить. К первому классу девочки по биологическому возрасту приблизительно на год старше. Пубертатный возраст у девочек начинается значительно раньше, чем у мальчиков.
Слайд 23
Вместе с развитием мозга ребёнка идет и функциональная специализация его полушарий,
отлаживание взаимодействий внутри полушарий и между ними, формирование психических функций.
?! В дошкольном возрасте мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые.
У мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13 годам.
У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую
в левом и правом полушариях.
Слайд 24При утомлении :
у мальчиков страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические
операции;
у девочек – правополушарные
(образное мышление, пространственные
отношения,
эмоциональное
самочувствие).
Я устала …
Слайд 25Ранний возраст
дошкольный возраст
Отрочество 11-12до 15-16 лет
Младший школьный возраст
(с 6 —
7 до
10—11 лет).
Младенчество
Юность
(с 17 лет
до 20 — 21 года).
Слайд 26Психологический возраст как интегральное образование характеризует:
- типичную для конкретного возраста
социальную ситуацию развития (особенности взаимодействия ребенка со взрослым),
- ведущую деятельность (которая эффективно влияет на развитие личности в этот промежуток времени),
- возрастные новообразования (особенности сознания и личности, отсутствовавшие в предыдущем возрастном периоде),
- кризисы развития (осложненные периоды, которые требуют особого внимания взрослого).
Слайд 27
Кризис развития - один из основных элементов механизма развития ребенка.
"Кризис развития
- это сосредоточение резких и глубоких сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил какой цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным..."
Лев Выготский
Слайд 28В детстве, отрочестве и юности выделяют следующие кризисы:
- кризис новорожденности
(младенческий возраст);
- кризис одного года (раннее детство);
- кризис 3 лет (дошкольный возраст);
- кризис 7 лет (школьный возраст);
- кризис 13 лет (пубертатный возраст);
- кризис 17 лет.
Слайд 29
Социальная ситуация развития в младенчестве характеризуется неразрывным единством ребенка и взрослого.
Ведущая
деятельность в младенчестве - непосредственное эмоциональное общение со взрослым.
Слайд 30Возрастные новообразования сознания и личности
(возраст младенца)
развитие элементарных форм ориентировочных реакций
реакция
на голос матери, потребность в общении с родными
передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка)
простейшие умственные действия
Слайд 31Кризис первого года: ребенок хочет больше, чем может (интенсивное физическое и
психическое развитие младенца, изменение положения его тела, но и ограниченностью его ресурсов). Взрослый уже не действует за ребенка, а находится рядом и является помощником, посредником, образцом для подражания.
Слайд 32Ранний возраст
(второй и третий годы жизни)
Социальная ситуация развития характеризуется общей
со взрослыми деятельностью малыша, содержание которой - усвоение общественно выработанных способов использования предметов.
Социальная ситуация отражается формулой
«ребенок-предмет-взрослый».
Для раннего детства основными видами деятельности являются предметная деятельность,
развитие речи и игра.
Слайд 33
Новообразования в раннем детстве.
Прямохождение
Развитие предметной деятельности появление новых видов деятельности
Овладение речью
Зарождение
самосознания, элементарного образа «Я», простейших форм гордости
Рост самостоятельности в освоении жизненного пространства
Слайд 34Младший дошкольный возраст
Характеристика психологического возраста.
Социальная ситуация развития: основным жизненным контекстом становится
мир социальных отношений взрослых людей, в который ребёнок стремится войти.
Сюжетно-ролевая игра становится для младшего дошкольника ведущей деятельностью, поскольку создает условия для формирования социальной
компетентности как важной ее
характеристики.
Слайд 35Кризис трех лет свидетельствует о важном моменте в развитии ребенка -
осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающие с желанием других.
Слайд 36
Кризис 3-х лет
и его негативные проявления - «Cемизвездие»
(осознание себя
как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающими с желаниями других )
Слайд 37
Как смягчить негативные проявления кризиса?
Слайд 38Возрастные новообразования сознания и личности: младший дошкольный возраст
Образование элементарной целостной
картины окружающего мира
Открытие своего внутреннего мира, появление чувства самоценности, самоуважения
Целенаправленное поведение
Эмоциональное и интеллектуальное предсказания
Овладение правилами поведения человека, культурой поведения в детском саду, нравственные чувства
Самодеятельность и простейшие формы творчества
Слайд 40
Анатомо - физиологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста
-
Период первого «вытяжения»
(за
год-7-10см)
Слабость костно-мышечной системы
(слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев)
Ускоренное развитие ВНД
Повышение резерва
сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Совершенствование основных нервных процессов
Слайд 41-
Социальная ситуация развития
Важной характеристикой социальной ситуации развития ребенка является стабилизация отношений
со сверстниками, образование «детского общества», оформление детской субкультуры с присущей ей территорией, правилами общежития, интересами, предпочтениями, приоритетными ценностями, социальным статусом
сверстники
Эпизодическое неигровое общение
Совместная игра
взрослый
Источник
знаний
Слайд 42 Старший дошкольный возраст
Характеристика психологического возраста.
Социальная ситуация развития
Важной характеристикой социальной ситуации развития
ребенка является стабилизация отношений со сверстниками, образование «детского общества», оформление детской субкультуры с присущей ей территорией, правилами общежития, интересами, ролями, преимуществами, приоритетными ценностями, социальным статусом каждого ее члена.
усложняется
ведущая деятельность -
сюжетно-ролевая игра
Слайд 43Новообразования старшего дошкольного возраста
первый схематический контур детского мировоззрения
внутренние этические представления
(зачатки чувства совести)
соподчинение мотивов
произвольное поведение
начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое.
Слайд 44Характерные особенности обучающегося младшего школьного возраста.
Говоря о развитии мы говорим о:
Физический
аспект развития –
Организм находится ещё в процессе развития ( не до конца сформирован скелет, крупные и мелкие мышцы и связки).
Личностные особенности возраста –
Характерны доверительные отношения со взрослыми, открытость, послушание и исполнительность.
Мотивационно-потребностный аспект развития личности –
Желание занять новую позицию ( быть школьником) и интерес к внешним атрибутам), желание выстраивать своё поведение самостоятельно, в соответствии с определёнными правилами и требованиями.
(В.В.Авраменко, кандидат психологических наук, доцент ФИРО)
Слайд 45Кризис 7 лет: как помочь ребёнку?
Слайд 46Лев Семенович Выготский
посвятил кризису "7 лет" статью с одноименным
названием. Описывая поведение детей этого возраста, он характеризует его как неестественное, чопорное, странное, немотивированное: считает, что это обусловлено потерей детской непосредственности, непроизвольности поведения.
Потеря непосредственности по мнению Л. С. Выготского, является только одним из многих изменений, происходящих в этом возрасте.
Слайд 47Кризис 7 лет имеет специфические симптомы :
Слайд 48Анатомо-физиологическое развитие и постепенное решение кризиса приводят к таким психологическим новообразованиям:
1)
произвольность психических процессов;
2) появление внутреннего плана действий;
3) появляется рефлексия, а также самооценка и самоконтроль.
С 6,5 или 7 лет ребенок начинает ходить в школу. В результате этого меняется его социальное окружение и тип ведущей деятельности.
Социальное окружение ребенка младшего школьного возраста расширяется: в нем появляются одноклассники и учитель. В условиях новой ведущей деятельности (обучение) нужно придерживаться новых форм поведения, поэтому взаимоотношения со взрослыми перестраиваются.
Игровая деятельность не исчезает, она также является основной и продолжает развиваться.
Слайд 49Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть
направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Основным требованием к использованию комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Колечко
Поочередно, и как можно быстрее, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Динамическая пауза
Слайд 50
От младших школьников подросток отличается переходом от игровых к реальным социальным
ролям. Если младшие играют роль только в игре, то подростки начинают пробовать себя в разных жизненных ситуациях - роль лидера, роль знатока, роль взрослого.
Подростковый возраст (11-15)
Слайд 51Этапы развития подростка
1. Подросток в 11-13 лет отличается от ребёнка тенденциями
к
интравертивности (обращённостью внутрь), самокритичности, чувствительностью к критике, критическим отношением к родителям, избирательностью в дружбе.
2. 14 –летний подросток более склонен к экстраверсии, энергичен, общителен, уверен в себе; его больше интересуют другие люди, любит обсуждать себя и сравнивать себя с героями.
3. Школьники 15 лет стремятся приобрести индивидуальные различия, которые выражаются часто в виде присущего подросткам духа независимости, свободы от внешнего контроля; ранимость и
восприимчивость к вредным влияниям; начало процесса сознательного самовоспитания.
4. 16-летние подростки отличаются своим равновесием, эмоциональной уравновешенностью, общительностью,
жизнелюбием, стремлением к самостоятельности.
Слайд 52Трудности развития подростка
развитие самосознания, формирование самооценки (+–) незрелая личность;
интенсивное формирование характера
– акцентуация характера;
чувство взрослости –реакция эмансипации;
интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакция группирования;
потребность в самоутверждении - патологические увлечения и хобби-реакции;
потребность в активности и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации;
критическое мышление – негативизм и реакция отказа;
любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение;
повышенная эмоциональность, чувствительность к неудачам, агрессивность.
Слайд 53Новообразования подросткового периода:
1. Начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя
все компоненты самосознания взрослой личности.
2. «Чувство взрослости».
Недовольство всем – это закономерное проявление переходного возраста, оно вызывает стыдливость, замкнутость и неуверенность в себе.
Кризис 13 лет.
Переход от «детства» к «взрослости»:
1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
2. Развитие духовности и
интеллектуального потенциала.
3. Выбор и подготовка к
профессии.
Слайд 54Два основных пути протекания подросткового кризиса:
1. Кризис независимости. Его симптомы
- строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок».
2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им».
И то, и другое - варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается ___________??____вариант.
Слайд 55Новые поведенческие характеристики ребенка:
Ребенок начинает критиковать и требовать доказательств. Это
показатель того, что в своем развитии он переходит от конкретного мышления к логическому .
Возникает негативизм:
подросток становится враждебным, часто ссорится, нарушает дисциплину.
У ребенка возникает желание принадлежать к какому-то коллективу. Возникают различные молодежные субкультуры.
Особенности общения с подростками:
- необходимо учитывать и детские, и взрослые черты ребенка;
- давать больше самостоятельности при выборе темы для общения, избегать утверждение "ты этого не поймешь";
- не требовать стандартного решения вопросов, учитывать стремление подростка к оригинальности;
- давать возможность проявить себя в той роли, которую подросток для себя выбрал, даже если есть большая уверенность в неудаче.
Слайд 56
Социальная ситуация развития подростка проявляется в освоении норм и отношений между
людьми. Происходит резкое возмужание организма, быстрое увеличение роста и развитие вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Подростковый период – это период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.
Ведущая деятельность:
Интимно-личностное общение со сверстниками.
Слайд 57Старший школьник. 14(15) –16(17) лет
Старшеклассник (период ранней юности) входит в новую
общественную ситуацию при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения.
Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.
Основными составляющими этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают
учебные заведения,
сферу будущей
деятельности
и профиль обучения.
Слайд 58Новообразования периода:
1. Выбор внутренней позиции.
2. Овладение защитными механизмами, которые не
только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.
3. Профессиональное самоопределение.
Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.
Слайд 59Психологические особенности мальчиков-подростков и юношей
В подростковом возрасте у мальчиков резко возрастает,
по сравнению с девочками, влияние комплекса недостатков воспитательного характера. Хотя пробелы в развитии мышления у мальчиков в этот момент остаются, но они отступают несколько на второй план, по сравнению с нарушениями дисциплины, отрицательным отношением к учению, неорганизованностью и пр., которые более бросаются в глаза педагога.
Медленнее и труднее
вырабатываются
такие качества, как:
ответственность,
добросовестность,
исполнительность.
Терпимость и поддержка –
вот что нужно мальчику в
переходном возрасте.
Слайд 60Психологические особенности девочек –подростков и девушек (14-18 лет)
Девочки развиваются быстрее мальчиков,
обгоняют последних на полтора-два года. Половое созревание у девочек начинается на два года раньше и заканчивается к 16-17 годам. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как разный уровень физического развития накладывают серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников.
Вследствие акселерации происходит скачок в мускульном развитии, что приводит к перегрузке организма в целом и, особенно, нервной системы. Поэтому часто на смену повышенной энергии, порой бьющей через край, приходит усталость, потеря сил.
Слайд 61 ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ (англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое
созревание организма, достигается физическая зрелость.
Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются:
формирование мировоззрения;
самостоятельности суждений;
повышение требования к моральному облику человека;
формирование самооценки;
стремление к самовоспитанию.
Слайд 62В юности протекает кризис 17 лет (юношеский кризис)
В случае, когда дети
покидают стены школы после 9-го класса, идут в колледжи или работать, происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет.
Причина кризиса:
Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей.
Проявления:
1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
4. Выбор профессии.
Слайд 63Энергетические зевки
Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг челюстно-височного сустава. Этот
сустав находится прямо перед ушным отверстием и соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Через него проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков. Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается - и передача импульсов через эту область снижается. После минуты массирования зевните.
Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Благодаря расслаблению мышц и облегчению работы нервов, проходящих через челюстно-височный сустав, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.
Динамическая пауза
Слайд 64Новообразования данного периода:
формирование мировоззрения;
самостоятельности суждений;
повышение требований к моральным
качествам;
стремление к самовоспитанию;
профессиональное и личностное самоопределение;
готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности.
Социальная ситуация развития:
Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим
Ведущая деятельность: профессионально-учебная деятельность. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника.
Слайд 65 В юности укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением
и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента:
познавательный,
эмоциональный,
поведенческий.
Юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности,
как целеустремленность,
настойчивость,
инициативность.
Слайд 66Наиболее интенсивно развиваются способности на занятиях, сложность которых находится в зоне ближайшего
развития (по Л. Выготскому).
Это - концептуальное пространство (зона) между тем, что ребенок в состоянии выполнить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с посторонней помощью.
Из этого следует, что чрезмерная простота занятий лишь поддерживает имеющийся уровень способностей.
Слишком высокая сложность занятий тормозит формирование новых способностей из-за невыполнимости задач, появления неуверенности в себе и т.д.
У каждого ребенка эта зона индивидуально обусловлена.
Слайд 67Общие принципы обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста:
-
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения – специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.