Слайд 1Проект
«Разработка комплекта дидактических материалов к рабочей программе муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №15 г. Лениногорска" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста»
Научный руководитель: Шайхелисламов Р.Ф., д.э.н., проф.
Казань, с 27.10.2014 по 07.11.2014г.
Слайд 2Авторы проекта:
1. Валиева Наталья Николаевна, воспитатель
2. Каргина Галина Петровна - воспитатель
3.
Люгаева Елена Сергеевна - воспитатель
4. Тахаувова Флёра Расимовна - воспитатель
5. Ушенина Марина Ильинична - воспитатель
6. Хабибуллина Вера Владимировна - воспитатель
7. Шакирова Наталья Сергеевна - воспитатель
Слайд 3Введение
Постановка проблемы
«Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость
детей, разнообразят образовательную деятельность ребенка, вносят занимательность ». А.П. Усова
Актуальность:
Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при образовании детей старшего дошкольного возраста. Если на образовательной деятельности расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игр. Без дидактических материалов невозможно полноценно осуществить игровую и образовательную деятельности, невозможно научить самостоятельности. Излагаемый материал потеряет принципы доступности, индивидуальности, познавательной мотивации, а так же принцип наглядности и моделирования. Вследствие чего образовательная деятельность станет не актуальной.
Слайд 4Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих
целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Слайд 5Цель проекта:
изучить теоретически, разработать и подготовить к реализации проект по
теме «Разработка комплекта дидактических материалов к рабочей программе по речевому развитию.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогические основы дидактической игры, как одной из форм организации образования в детском дошкольном образовательном учреждении.
2. Подбор диагностической методики по развитию речи посредством дидактической игры.
3. Уточнить критерии эффективности дидактического материала, применяемого в непосредственно образовательной деятельности.
4. Реализация проекта через распространение педагогического опыта в рамках МБДОУ, муниципальных мероприятиях и конкурсах повышения квалификации.
Слайд 6Этапы реализации проекта
1. Вводная часть с27 октября 2014 по 07 ноября 2014
года:
- изучение теоретической и научно-методической литературы
- подбор необходимых рабочих материалов (составление программы, планов, конспектов)
2. Основная часть с ноября 2014 по июнь 2015 года:
- практическое применение и реализация содержания проекта
- апробация проекта
3. Заключительная часть май – июнь 2015 года:
- обобщение результатов реализации проекта
- анализ итогов
- проверка результативности
Слайд 71. Вводная часть:
Были изучены и изучаются такие документы и методическая литература:
1.ФГОС
ДО
2.ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
3. СанПиН 2.4.4.3172-14
4. Приказ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
5.Основная общеобразовательная программа ДОУ
Слайд 82. Основная часть:
практическое применение и реализация содержания проекта (непосредственно образовательная деятельность,
конкурсы, дидактические игры)
Слайд 9 В рамках проекта «Разработка комплекта дидактических материалов по
речевому развитию для детей 5-6 лет» нами была разработана индивидуальная работа по внедрению комплекта дидактических игр для развития речи.
В проектной деятельности принимают участие дети старшей группы. Работа проходит весело, интересно и в не принужденной обстановке с использованием дидактических игр по развитию речи. Во время игр мы поддерживаем положительный настрой и интерес дошкольников. С этой целью дидактические игры меняются, по мере насыщения ими. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочного усвоения материала детьми, применения его на практике.
Во время проведения работы осуществляется поэтапная диагностика, в ходе которой предварительно можно будет подвести такие итоги: дети получают возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 10Целевой группой проекта разработаны дидактические игры по развитию речи:
«ВОЛШЕБНЫЕ КУБИКИ»
Цель:
Закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход игры: Ребенку предлагают собрать какое–нибудь слово, например слово «слон», из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чьё название начинается со звука (с); затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук – (Л), затем звук (О), затем звук (Н).
Слайд 11Цель: развивать эмоционально – волевую сферу детей, мелкую моторику рук (накручивание,
нанизывание), упражнять детей в счёте (прямой и обратный), учить решать простейшие задачи (сложение и вычитание), стимулировать детскую активность, проявлять самостоятельность, инициативность, автоматизировать звуки (ц, с, л) в словах, словосочетаниях, предложениях.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «РАДУЖНЫЙ СТОЛИК»
Слайд 12Дидактические игры выполняют разные роли:
- являются средством воспитания, с их помощью
воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания;
- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
- развивают речь детей: расширяют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых;
- развивают мелкую моторику рук.
Слайд 13Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой
метод воспитания и образования дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
Слайд 14Дидактические игры с предметами
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)
рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК
Слайд 15Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг
себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда дети не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 16Настольно-печатные игры
Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы; научить
анализировать информацию и устанавливать закономерности; развивать речь детей, память и внимание.
Ход игры: в игру могут играть как один человек так и несколько, и ведущий(взрослый). Взрослый показывает картинку ребёнку. Если ребёнок называет признак и время года правильно, он забирает себе картинку. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРУГЛЫЙ ГОД»
Слайд 17Цель игры: закрепить представления детей об окружающем мире и получить новые
сведения в процессе игры. Развивать речь детей, расширить словарный запас.
Ход игры: играют от двух до пяти человек (четверо заполняют карточки, и один ведущий). В лото играют по традиционным правилам-необходимо заполнить все поля своих карточек.
СЕРИЯ ИГР ЛОТО «ОДЕЖДА», «МОЙ ДОМ», «ЖИВОТНЫЕ», «АЗБУКА ИГРУШЕК»
Слайд 18Словесные игры
Цель игры: Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки,
узнавать предмет по описанию.
Ход игры: дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)
«МАГАЗИН»
Слайд 19Запланированные мероприятия на 2014-2015 учебный год по проекту:
Непосредственно образовательная деятельность с
учетом ФГОС
Участие в конкурсах, конференциях, семинарах
Выступление на педагогических советах
Проведение родительских собраний
Индивидуальная работа с детьми
Слайд 20Ожидаемые результаты
1. Педагоги изучили роли дидактической игры, как одной из форм
организации образования в детском дошкольном образовательном учреждении.
2. Дети умеют применять коммуникативные навыки при общении со сверстниками и с взрослыми.
3. Педагоги разнообразили процесс образования детей, сделали его эмоциональным, действенным, эффективным.
4. Разработали комплект дидактических игр по развитию речи.
5. Разработали программу.
6. Проект успешно прошел апробацию.