Слайд 1Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в условиях введения ФГОС ДО
Подготовила: воспитатель
Гребенюк Е.А.
Муниципальное
образовательное учреждение «Кукуйский центр образования»
Слайд 2«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не
оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И.Тихеева
Слайд 3
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного
образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 4
Развивающая
предметно-пространственная среда является одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 5
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
возможность общения и совместной деятельности
детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах),
возможность двигательной активности детей,
возможности для уединения.
Слайд 6
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Слайд 7
Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и
на участке) должна соответствовать:
- возрастным возможностям детей
- содержанию Программы
Слайд 8
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
- от
образовательной ситуации
- от меняющихся интересов детей
- от возможностей детей
Слайд 9
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
- наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)
Слайд 10
Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.) и наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования (для обеспечения свободного выбора детей)
- периодическую сменяемость игрового материала и появление новых предметов (для стимуляции игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей)
Слайд 11
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений (где
осуществляется образовательная деятельность)
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям (обеспечивающим все основные виды детской активности)
- исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 12
Безопасность предметно-пространственной среды -
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению
надёжности и безопасности их использования
Слайд 13
Физкультурный уголок. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. В этом уголке дети могут играть в различные спортивные игры (настольные и малоподвижные игры). С помощью картотеки детям легче освоить то или иное движение, элементы гимнастики.
Слайд 14
В книжном уголке расположена художественная литература, соответствующая возрасту и тематике. Воспитатель
может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в книжном уголке выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам). Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся произведения.
Слайд 15
В игровом уголке представлены как различные виды мозаик, так и современные пазлы.
Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.
Слайд 16
Эта зона для мальчишек. Вы видите здесь очень много различного строительного
материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор), автомобили и спецтехнику, где мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.
Слайд 17
Дальше уголок для девочек. Для них выделены зоны для сюжетно-ролевых игр:
«Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Мебель мобильна, поэтому по желанию детей может перемещаться и обустраиваться по их желанию.
Дети с удовольствием играют и в уголке мальчишек и в уголке девочек. Совместные игры детей сплачивают.
Слайд 19
Рядом расположен уголок экспериментирования и исследования. На полках размещаются самые разные
природные материалы: земля, песок, глина. Всё это вызывает интерес у детей. Для познавательного развития подобрана картотека детских опытов, описаны алгоритмы их проведения.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.
Слайд 20
Здесь же размещен небольшой уголок патриотизма и уголок для родителей.
Слайд 21
Музыкально-театрализованный уголок - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Слайд 22
Рядом центр искусства . В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, бумага разного
размера, раскраски, дидактические игры. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы или просто порисовать.
К данному центру имеется свободный доступ.
Слайд 24
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать:
гигиенические нормы площади на одного
ребенка (норматив наполняемости групп);
наличие физкультурного и музыкального залов;
наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
Слайд 25
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта
и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.
Выводы: