Слайд 1Проект
по речевому развитию дошкольников «Юный риторик»
Разработчик проекта:
Старший воспитатель МБДОУ
№16 г. Невинномысска
Шенцова Е.В..
Слайд 2Введение:
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Слайд 3Актуальность:
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Слайд 5Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь
из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 6Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать
о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.
Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современые педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Слайд 7Цель проекта:
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности
дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Слайд 8Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения
посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Создать речевую развивающую среду используя компоненты и средства дидактического и игрового материала.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность
Слайд 9Аннотация проекта:
Речь — это не только средство общения, но и орудие
мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей.
Слайд 10Идеи проекта:
Создание ситуаций активизирующего общения
Создание модели взаимодействия взрослого с детьми на
основе партнерства и сотрудничества
Мотивирование воспитанников высказывать сою точку зрения (проблемные ситуации)
Формирование у дошкольников умения анализировать свою деятельность и оценивать действия своих сверстников (Круг возможностей)
Слайд 11Принципы проекта:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
7)дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка с учетом его склонностей, интересов, возможностей)
Слайд 12Научные основы внедрения проекта:
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются
нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Слайд 14Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 6 недель:
С 03.02.2020 года по
13.03.2020 года