Слайд 1Автор:
воспитатель Новоселова Н.А.
Участники проекта:
воспитатели,
музыкальный руководитель,
дети, родители.
2013-2014 уч.г.
ДЕРЕВЬЯ
НАШЕГО КРАЯ
(подготовительная к школе группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Городищенский детский сад
Слайд 2Цель проекта
Познакомить детей подготовительной к школе группы с лиственными и хвойными
деревьями нашего края
Слайд 3Задачи проекта
Закладывать основы будущей личности: развивать уверенность в себе и своих
возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Способствовать познавательному развитию ребенка средствами природного окружения.
Формирование представлений о деревьях, как живых организмов.
Воспитание потребности в общении с природой.
Слайд 4Актуальность проекта
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием
и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома – планеты Земля, такой красивый, такой большой и такой хрупкий…
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Слайд 5Пояснительная записка
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у
них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение взрослых к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
Настоящий проект разработан на основе программы «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой, и программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой содержание по познавательному развитию с учетом регионального компонента и климатических условий. Занятия по проекту проводятся 2 раза в месяц, диагностика 2 раза в год вводная в сентябре и итоговая в мае. Составлен тематический план занятий, наблюдений, экскурсий.
Слайд 6Возрастные особенности развития детей
В 6-7 лет дети начинают осваивать сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Могут выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Продолжает развиваться речь. В высказываниях детей отражаются как нарастающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
С учетом возрастных особенностей детей, их возможностях и интересов, определены задачи в тематическом плане подготовительного к школе возраста.
Слайд 7Основополагающий вопрос
Какие хвойные и лиственные деревья растут в нашей местности?
Дерево, трава,
цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Слайд 8Вопросы для исследования
Чем похожи и чем отличаются хвойные и лиственные
деревья?
С какими деревьями происходят сезонные изменения?
Слайд 9Межпредметная связь
Деревья нашего края
ИЗО
МУЗО
Развитие речи
Художеств. литература
ФИЗО
Природное окружение
Слайд 10Участники проекта
Деревья родного края
дети
воспитатели
родители
музыкальный
руководитель
Слайд 11Связь с другими учреждениями
Деревья нашего края
Школа
Библиотека
Дом Культуры
Слайд 12Занятия;
Наблюдения;
Целевые прогулки;
Экскурсии;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихов;
Загадывание загадок;
Домашнее задания;
Изготовление альбомов;
Развлечение;
Опыты и исследования
Слайд 13Работа с родителями
Анкетирование;
Консультации;
Рекомендации;
Совместная работа с детьми.
Слайд 14Тематический план занятий, экскурсий
Слайд 15Кому нужны деревья в лесу?
Белка строит гнездо в дупле и находит
в лесу пищу
Дятел из-под коры деревьев добывает насекомых
Медведь питается плодами и ягодами устраивает под деревьями берлогу
Лоси питаются листьями и побегами с деревьев
Заяц зимой питается корой деревьев
Гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник
Кабанам нужны желуди с дуба
Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу
Слайд 16Строение дерева
Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее
его, не поленись:
Ствол – дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору –
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листикам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!
Слайд 17Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной
Слайд 18Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на
внучат.
А внучата-елочки –
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Ели
Слайд 19
Кедр или кедровая сосна образует в сибирских лесах густые заросли
– кедровники. Её семена – «кедровые орешки» любят не только люди, но и многие лесные жители.
Листья этого дерева похожи на жесткие иглы и называются хвоей. Хвойникам не страшны морозы. Поэтому они не сбрасывают их осенью: одни иголочки незаметно опадают, а другие вырастают на их месте.
Слайд 20Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой
бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Слайд 21Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинки
Пальто и
ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке.
Осина
Слайд 22Маленькая яблонька
У меня в саду –
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела
платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!
Яблоня
Слайд 23Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думала я, что сладкую,
А она как хина!
То ли
эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Рябина
Слайд 24Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели.
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий
Слайд 25 Под окошком вырос
Тополь вековой.
Летом он зеленой
Шелестит листвой.
По городу
гуляя,
Встретишь его пух –
Над улицей несутся
Сотни белых мух.
Тополь
Слайд 26Сирень вокруг, сирень над нами,
Как будто бы издалека,
На нас плывут между
домами
Сиреневые облака.
Сирень
Слайд 27В липовой аллее
В липовой аллее
Я бродить люблю.
Листик пожелтеет,
Ляжет на скамью.
Значит
осень скоро!
Слышу шелест, скрип,
Словно разговоры
Темноствольных лип.
Липа
Слайд 28Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые.
Что кудри, завила…
А рядом у
проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Слайд 29Результат на уровне педагога:
Проект является средством роста и повышения квалификации. У
педагога появляется необходимость и потребность постоянного роста, педагогического общения, интегрированности и совершенствования.
Дошкольники приобретают необходимый навык культуры общения, как жизненно важный инструмент. Получают возможность получить в коллективе многоаспектное воспитание и разностороннее развитие, самоопределение.
Результат работы реализации проекта:
Вижу своих воспитанников:
Знающими растительный мир родного края;
Понимают взаимосвязь растительного и животного мира;
С добром относящиеся к нему
Слайд 30Литература
Журналы «Дошкольное воспитание»;
Журналы «Ребенок в детском саду»;
Методика экологического воспитания в
детском саду С.Н. Николаева Москва «Просвещение» 2006 г.
Юный эколог С.Н. Николаева Москва мозаика-синтез 2005 г.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе. О.А. Соломенникова Москва 2007 г.
Слайд 31 Эколого-краеведческое воспитание
Дошкольников
(анкета для родителей подготовительной к школе группы)
Считаете ли
вы необходимым знакомить детей с природой нашего края? _____________________________________________________________
На ваш взгляд,, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края? ___________________________________
Какие места нашего края вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня? ___________________________________________
Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? ______________________________________________________________
Нужна ли вам информация о природе нашего края? _______________________________________________________________
Хотели бы вы принять участие в походе совместно с воспитанниками и педагогами ДОУ? ______________________________________________