Слайд 1Проблемы оценивания функциональной грамотности младших школьников.
Тема проекта:
Слайд 2Цель:
Определить проблемы в
оценивании функциональной
грамотности младших школьников
Слайд 3Актуальность
Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть
готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Слайд 4Объект исследования
Контрольно-оценочная деятельность в младшем школьном возрасте.
Слайд 5Предмет исследования
Исследование оценочной системы в младшем школьном возрасте
Слайд 6Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой
и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 7Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,
составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд 8Целевая функция обучения любому предмету в начальной школе – формирование у
школьников умений самостоятельной учебной деятельности, умение оценить и проанализировать итоги своей работы.
Слайд 9Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьников
обновление содержания образования (стандарты, учебные
программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Слайд 10Глоссарий
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Слайд 11Содержание функциональной грамотности
Слайд 12Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Слайд 13Цели оценивания
Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии
с учебной программой
Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала
Внесение корректив в организацию учебного процесса
Слайд 14
Оценивание функциональной грамотности учащихся требует обновления подходов к оцениванию, поиска новых
методов и форм контроля и оценивания.
Слайд 15Современная оценка должна поддерживать и стимулировать, обеспечивать точную обратную связь, включать
учащихся в самостоятельную оценочную деятельность
Слайд 16Проблема оценочной функции
1) С какой целью оценивать учебные достижения учеников?
2) Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности учащихся?
3) Как лучше обеспечивать объективность оценок?
Слайд 17Три функции учителя:
1) создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную
деятельность учащихся;
2) стимулирование действий учащихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционально фона;
3) проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата
Слайд 18Недостатки существующей системы оценивания
Отсутствуют чёткие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения,
понятные учителям, ученикам, родителям
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию каждого ученика
Слайд 19Характеристика оценок
торжествующая пятерка;
обнадеживающая четверка;
равнодушная тройка;
угнетающая двойка
Слайд 20
Проблемы системы оценивания
1. Система оценивания
является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.
Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Слайд 212. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для
формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.
Слайд 22Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно
быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д. Важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки и эксперименты.
Слайд 23Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти,
внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Слайд 24Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика. Для оценивания и самооценивания выбираются
только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество ошибок в примере) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания букв). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Слайд 25Изучение международных подходов к оцениванию
Получены консультации от международных экспертов
Экзаменационного Совета
Кембриджского университета
Университета (UPENN, США)
Института педагогических измерений ( Сито, Нидерланды)
Школ международного Бакалавриата стран мира
Слайд 26Стратегия оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах
Критериальное оценивание – сравнение учебных достижений
учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно – познавательной компетентности учащихся
Слайд 27Виды критериального оценивания
1. Формирующее ( текущее) оценивание
2. Констатирующее
( итоговое) оценивание
Вывод
При критериальном оценивании меняются установки для учителя:
- оценке посредством отметки подлежит только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается с заранее определенным и известным ему заранее эталоном, а не с отлично выполненными работами других учеников;
- используются различные формы конкретных заданий и имеются четкие и ясные описания идеально выполненных заданий;
- разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и соответствующую ему отметку;
- учащиеся включаются в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание;
- оценивается только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;
- общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету