Презентация, доклад на тему Проблемные ситуации на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня основная функция педагогане столько быть источником знания,сколько организовывать процесспознания…В. Ф. Шаталов

Слайд 1Проблемная ситуация- как способ реализации учебной задачи на уроках русского языка

в начальной школе

Кателкина Н. С. учитель начальных классов
МАОУ лицея имени Героя России В. Волошиной
2014г

Проблемная ситуация- как способ реализации учебной задачи на уроках русского языка в начальной школеКателкина Н. С. учитель

Слайд 2Сегодня основная функция педагога
не столько быть источником знания,
сколько организовывать процесс
познания…


В. Ф.

Шаталов
Сегодня основная функция педагогане столько быть источником знания,сколько организовывать процесспознания…В. Ф. Шаталов

Слайд 3Проблемное обучение – совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование

проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления полученных знаний” – В.Оконь .

Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и учебная проблема. А решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Сущность проблемного обучения в том, что “учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем” И.Я.Лернер

Проблемное обучение – совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в

Слайд 4Первым этапом явилось создание банка проблемных ситуаций.
На втором этапе осуществилась

систематизация приёмов на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л (кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО г. Москва):
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Третий этап – использование наиболее эффективных для содержания урока проблемных ситуаций.
Первым этапом явилось создание банка проблемных ситуаций. На втором этапе осуществилась систематизация приёмов на основе подхода, предложенного

Слайд 5Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)
1.Постановка проблемной задачи,

ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.

4. Творческое применение «открытых» знаний.

На уроках открытия новых знаний, уроках-практикумах, обобщающих применяю отдельные элементы алгоритма. Данная структура урока обеспечивает:
а) повышение познавательной и социальной мотивации учащихся,
б) формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их,
в) развитие интеллектуальных способностей.
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску

Слайд 7Ситуация выбора.

(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про)

город
(на)кричал (на)с...баку

Скажите, на какие две
группы можно разделить
находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и существительные

Ситуация выбора.  (до)ехал (до)б...рёзы  (по)бежал (по)д...ревне  (про)читал (про) город (на)кричал (на)с...баку Скажите, на какие

Слайд 8Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Голубь, солнышко, окно,

степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня,  рожь.
В результате предложенные слова группируются:
       
  
     
       



       

по наличию звонких, глухих согласных и гласных в начале слова;

по родам;

  по склонениям;

по наличию орфограмм;

по количеству слогов

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка, 

Слайд 9Ситуация неопределенности.

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал,

запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения). Сформулируйте задачу урока.

Ситуация несоответствия.
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

Ситуация неопределенности.Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал

Слайд 10Ситуация неожиданности.

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!



Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями; ребята - объяснить не могут.

Задача урока: познакомить с падежами.

Ситуация неожиданности.      Сидят на ветке воробьи,      Болтают

Слайд 11 Ситуация конфликта
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня

вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

Правописание безударной гласной в корне слова.

Ситуация конфликта «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку

Слайд 12«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто

силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Слайд 13СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оконь В. Основы проблемного обучения. М., «Просвещение»,
Александров

Г.Н. Некоторые аспекты проблемного обучения в плане умственного развития учащихся, «Новые исследования в педагогических науках»,
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
Чуракова Р. Г. Развивающее обучение на пороге XXI века. http://www.nachalka.com/http://www.nachalka.com/www.center.fio.ru http://www.nachalka.com/www.center.fio.ru
http://www.sch997.ru/index/soprovogzhdenie_fgos/0-96
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Оконь В. Основы проблемного обучения. М., «Просвещение», Александров Г.Н. Некоторые аспекты проблемного обучения в

Слайд 14Успехов в работе!

Успехов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть