Слайд 1МБОУ «СОШ №36» п. Новый Уоян
МО «Северобайкальский район» р.
Бурятия.
Применению блочных моделей текстовых взаимообратных задач на умножение и деление. (2-4класс)- собственная методическая разработка.
Выполнил: учитель начальных классов
Зиннатуллина Галина Кирилловна
Слайд 2проблемы:
1. Учащиеся испытывают затруднения в определении известных и искомых величин в
задачах.
2. Ученики с трудом устанавливают взаимосвязь между величинами в условии и в вопросе задачи, ошибочно выбирают арифметические действия.
Эти проблемы ведут к неумению решать задачи, значит, к пробелам в знаниях учеников, к спаду интереса к предмету математики и к понижению качества обучения.
Слайд 3 На первом этапе проекта поставила задачи о новых подходах к
решению задач на умножение, деление:
Познакомиться с тремя величинами:
одна единица, количество предметов с 1 ед, сумма одинаковых слагаемых.
2. Внедрение моделей взаимообратных задач и оформление их в блоки.
3. Создание своего задачника, используя модели взаимообратных задач.
Слайд 4 На столе 2 тарелки по 3 груши в каждой
тарелке. Сколько всего груш?
2т. по 3г. ? г.
2 тарелки – количество
3 груши – 1 единица
? груш – сумма одинаковых слагаемых.
3+3=6(г.) или 3x2=6(г.)
Ответ: 6 груш всего?
Слайд 5 6 груш разложили в 2 тарелки поровну в каждую.
Сколько груш в одной тарелке?
2 т. по ? г . 6г.
6 : 2 = 3(г.)
Ответ: 3 груши в 1 тарелке.
Слайд 6 На столе 6 груш. Их разложили в тарелки по
3 груши в каждой.
Сколько понадобилось тарелок?
? т. по 3 г. 6 г.
6 : 3 = 2(т.)
Ответ: 2 тарелки
Слайд 7На втором этапе проекта в ходе исследования простых взаимообратных задач на
умножение и деление создаётся
I блок моделей задач и выбор арифметических действий для нахождения неизвестных величин.
Количество по 1 единице } ? сумма Сумма = 1 един х колич.
Количество по ? (1единице) } сумма 1 един.= сумма : колич.
? (колич.) по 1 единице } сумма Колич. = сумма : 1един.
Слайд 8Задача 1.
Школьники посадили 5 рядов ёлочек, по 6 ёлочек в каждом
ряду.
Простые задачи на умножение и деление
Краткая запись задачи:
1). 5 рядов по 6 ёлочек ? ёлочек
Решение:
6х5=30(ёл.)
Сколько всего ёлочек посадили?
Слайд 9Задача (обратная)
Школьники посадили 30 ёлочек в ряды, по 6 ёлочек в
каждом ряду.
Решение:
30:6=5(р.)
Ответ: 5 рядов
Краткая запись задачи:
? рядов по 6 ёлочек 30 ёлочек
Сколько рядов получилось?
Слайд 10Задача (обратная)
Школьники посадили 30 ёлочек в 5 рядов поровну в каждый
ряд.
Решение:
30:5=6(ёл.)
Краткая запись задачи:
5 рядов по ? ёл. 30 ёлочек
Сколько ёлочек в одном ряду?
Ответ: 6 ёлок в 1 ряду
Слайд 11Цена, количество, стоимость.
4 откр. по 6 руб. ?
руб.
? откр. по 6 руб. 24 руб.
4 откр. по ? руб. 24 руб.
Слайд 12Исследовав взаимосвязь величин цены, количества, стоимости, дети делают выводы: цена –
1 единица, количество купленных предметов – количество, стоимость – сумма одинаковых цен.
Создаётся 2 блок моделей взаимообратных задач.
Количество по цене } ? руб. Стоимость= цена х количество.
Количество по ? руб } стоимость Цена = стоимость: количество.
? по цене} стоимость Количество= стоимость : цена.
Слайд 13Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз
Краткая запись условия задачи:
В
I ряду - 3 кружка,
Во II ряду - ? В 2 раза > или 2 раза по 3 кружка ?к.
Решение:
3х2=6(кр.)
Ответ: 6 кружков во II ряду.
Слайд 14Краткая запись условия задачи:
В I ряду – 6 кружков,
Во II ряду
- ? В 2 раза < или 2 части по ? кр. 6к.
Решение:
6:2=3(кр.)
Ответ: 3 кружка во II ряду.
Слайд 15Исследовав задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, дети
приходят к выводу, что увеличить число в несколько раз, значит, взять несколько раз по числу.
Уменьшить число в несколько раз – найти 1 часть этого числа.
Появляется 3 блок моделей задач на увеличение, уменьшение задач в несколько раз.
I-число
II- ? в….раз больше или
…..раз по число} ? в….раз больше -- «Х»
I –число
II- ? в…раз меньше или
…..раз по ? } число в…раз меньше –« : »
Слайд 16Задачи на кратное сравнение:
Краткая запись условия задачи:
В I ряду – 8
треугольников
Во II ряду – 4 треугольника
или ?раз по 4 тр. 8тр.
во ? раз >
8:4=2(раза)
Ответ: в 2 раза больше.
Слайд 17Исследование задач на кратное сравнение помогает понять, сколько раз меньшее число
содержится в большем – во столько раз оно меньше или большее число во столько раз больше меньшего числа. Создается 4 модель задач на кратное сравнение.
? раз по меньшее число } большее число
Слайд 18Нахождение периметра квадрата и прямоугольника.
Р=а+а+а+а Р=ах4
4 раза по
а Р- ?
2р по(а+в) ? Р=(а+в)x2 Р=ах2+вх2
а
а
в
2 раза по а ?
2 раза по в ?
?-
Слайд 19Зная свойства квадрата и делая вывод, что сторона квадрата – 1
единица, количество сторон – количество, периметр – сумма одинаковых длин сторон квадрата, дети создают 5 модель задач на нахождение периметра и стороны квадрата.
4стороны по а } Р-?
Р кв. = а х 4
4 стороны по ? } Р
а = Р : 4
Слайд 20Зная свойства прямоугольника о равенстве его двух длин и двух ширин,
делая вывод, что длина – 1 единица, ширина – 1 единица, две длины – количество, две ширины – количество, периметр – сумма сторон прямоугольника и, решая задачи на нахождение стороны прямоугольника, дети создают 6 модель взаимообратных задач.
2 раза по а } ? Р-?
2раза по в }? Р = а х 2 +в х 2
2раза по ? } ? а=(Р – в х 2):2
2 раза по в }? Р=? в=(Р - а х 2) :2
Слайд 21Нахождение площади прямоугольника.
Одна сторона прямоугольника
4 см, а вторая – 2см.
Чему равна площадь прямоугольника?
а
в
4 х 2 = 8(кв.см) – S
или 2 x 4 = 8(кв.см) – S
2раза по 4 кв.см ?кв.см
Или 4 раза по 2 кв.см Кв.см?
S=а x в или S=в x а
Слайд 22Считая в начерченном прямоугольнике количество рядов и столбцов кв. см. и
находя площадь прямоугольника, а затем находя по площади и известной стороне другую сторону прямоугольника, дети создают 7 блок модели взаимообратных задач на нахождение площади и стороны прямоугольника.
в раз по а } S-? (кв.см, кв. дм, кв. м) S=а х в а= S : в
или
а раз по в } S- ? (кв.см, кв.дм, кв.м ) S=в х а в = S : а
Слайд 23Легковая машина была в пути 4 часа и ехала со скоростью
70 км/ч. Какое расстояние проехала машина?
70 км/ч
Вывод: чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
S = V x t
t по V S
4 часа по 70 км/ч ? км
? км
70 x 4 = 280 (км) – S
Слайд 24Легковая машина была в пути 4 часа и проехала 280 км.
С какой скоростью двигалась машина?
?км/ч
280км
Вывод: чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
V = S : t
t по V S
4 часа по ? км/ч 280 км
280 : 4 = 70(км/ч) – V
Слайд 25Легковая машина проехала 280 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч. Сколько
времени машина была в пути ?
70 км/ч
280км
Вывод: чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
t=S:V
t по V S
? часа по 70 км/ч 280 км
280 : 70 = 4 (ч.) – t
Слайд 268 блоков моделей задач на движение
t поv} S-?
V х t= S
? поV } S S : V= t
t по? } S S : t =V
Слайд 27 Использование моделей простых задач на умножение, деление в составных
задачах.
Слайд 28Создание задачника, используя блочные модели взаимообратных задач на умножение и деление.