Презентация, доклад на тему Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Развитие речи  – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и

Слайд 1 Приемы обогащения словарного

запаса детей
дошкольного возраста

Подготовила воспитатель старшей группы с детьми с ТНР
Бурмистрова Л.А.

Приемы обогащения словарного

Слайд 2


Развитие речи  – одна из основных задач обучения и воспитания детей

в дошкольном учреждении.
Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада.


Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
Развитие речи  – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению

Слайд 3Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение

в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно

Слайд 4Методы и приемы, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста:
-наглядные

(предметные, сюжетные картинки, коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по составным частям, по фактуре (на ощупь);
-практические(поставить перед детьми учебную задачу,
рассказать, что им предстоит сделать;
показать образец выполнения упражнения
-игровые( дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,
настольные игры);
-словесные (беседа и чтение произведений разного жанра)
Методы и приемы, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста:-наглядные (предметные, сюжетные картинки, коллекция предметов для

Слайд 5Вторая младшая группа
В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения

словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы.
Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: «что это?», давать задания: принеси то - то.


В данной возрастной группе основной является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.

С этой целью чаще следует задавать вопросы: «какой?», «что можно делать?», «что делает?».

Вторая младшая группаВ младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением

Слайд 6В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки,

картины).
Большую роль играет и речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи.
Освоению обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда).
Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу, рассказывают, что они делают: собирают Катю на прогулку, надевают на нее пальто, шапочку и др.
В заключение воспитатель говорит: «Вот мы и собрали куклу на прогулку. Какую одежду мы на нее надели?» (дети повторяют названию отдельных предметов.)
В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь

Слайд 7Дидактические игры:
« Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь детей

названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»
«Кто живет во дворе» Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
«Назови часть целого» Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);Машина - … (колеса, фары, руль…)
«Кто как голос подает» Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.
«Большое-маленькое» Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. («У тебя дома большой шкаф, а у куклы Кати маленький шкафчик» и т.д.)





Дидактические игры:« Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные

Слайд 8Средняя группа
С воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного

словаря
путем постоянного и целенаправленного введения новых слов в процессе различных видов
деятельности.
Для того чтобы ребенок правильно понимал употребляемые им слова, педагог углубляет
его знания и представления об окружающем мире.
В процессе непосредственно образовательной деятельности большое место отводится
выделению в предметах свойств,
качеств, деталей и правильному обозначению их соответствующими словами.



Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины…?» или «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и…?» При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задают вопросы типа: «Петух сильный, а цыплята…?» и т.п.

Средняя группаС воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного введения

Слайд 9В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность,

однако теперь следует больше, чем в младших группах, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня речевого развития детей). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?», «Что можно делать веником?», «Для чего нужна лейка?» и т.п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.).

Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребенок начинает использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, можно задавать вопросы типа: «Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?», «Как это можно назвать одним словом?» и т.п.

В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в

Слайд 10Для формирования умения обозначать качества и свойства предметов, игрушек с помощью

прилагательных целесообразен прием сравнения. Например, показывая детям двух кукол, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?» Дети рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет глаз, волос, детализируются прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной.

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Кто у кого», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Один-много», «Ласковые слова», «Скажи, какой», «Что из чего сделано», «Доскажи словечко», «Назови как можно больше предметов» и т.д.

Для формирования умения обозначать качества и свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен прием сравнения. Например, показывая

Слайд 11 Старший дошкольный возраст
Основными задачами

словарной работы являются обогащение словаря, его закрепление и уточнение, активизация.


Особенность программы словарной работы заключается в том, что она, по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение для развития словаря (и, прежде всего, его накопления) приобретают на этом этапе непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различного рода экскурсии, где дети усваивают новые знания, уточняют полученные ранее представления, где они овладевают умением точно называть явления, предметы, их качества и свойства, действия. Вся эта работа является необходимой предпосылкой для словарной работы, которая проводится на специальных речевых, в том числе логопедических занятиях.

Старший дошкольный возрастОсновными задачами словарной работы являются обогащение словаря, его

Слайд 12Эти занятия имеют следующие основные направления:
уточнение понимания смысла известных детям слов;
расширение

запаса синонимов и антонимов;
активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы),
формирование умения правильно сочетать слова во фразах по смыслу.
Решение данных задач осуществляется в основном в форме
лексических упражнений.
Рекомендуется шире использовать
словесные дидактические игры на уточнение,
систематизацию и активизацию словаря,
формирование умения правильно употреблять слова.

Наряду с наглядными методами большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании.

Эти занятия имеют следующие основные направления:уточнение понимания смысла известных детям слов;расширение запаса синонимов и антонимов;активизация употребления слов

Слайд 13Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком.
Объем

и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть