дошкольного возраста
Подготовила воспитатель старшей группы с детьми с ТНР
Бурмистрова Л.А.
Подготовила воспитатель старшей группы с детьми с ТНР
Бурмистрова Л.А.
В данной возрастной группе основной является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.
С этой целью чаще следует задавать вопросы: «какой?», «что можно делать?», «что делает?».
Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины…?» или «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и…?» При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задают вопросы типа: «Петух сильный, а цыплята…?» и т.п.
Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребенок начинает использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, можно задавать вопросы типа: «Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?», «Как это можно назвать одним словом?» и т.п.
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Кто у кого», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Один-много», «Ласковые слова», «Скажи, какой», «Что из чего сделано», «Доскажи словечко», «Назови как можно больше предметов» и т.д.
Особенность программы словарной работы заключается в том, что она, по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение для развития словаря (и, прежде всего, его накопления) приобретают на этом этапе непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различного рода экскурсии, где дети усваивают новые знания, уточняют полученные ранее представления, где они овладевают умением точно называть явления, предметы, их качества и свойства, действия. Вся эта работа является необходимой предпосылкой для словарной работы, которая проводится на специальных речевых, в том числе логопедических занятиях.
Наряду с наглядными методами большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть