Слайд 1Приемы интуитивного рисования –
как один из способов коррекции
тревожности у
детей
старшего дошкольного возраста
воспитатель
Иванова Людмила Сергеевна
г. Улан – Удэ
2017 г.
В последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно - воспитательном процессе. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребенка, так и от стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности.
Одним из наиболее эффективных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт – терапия, формы и методы которой весьма разнообразны.
Слайд 3 В США в 60-е годы американская учительница
Бэтти Эдвардс основала удивительно эффективную методику обучения рисованию, и назвала ее «Drawing on the Right Side of the Brain» («Опираясь на правую сторону»).
Метод основывался на концепции Роджера Сперри о функциональной специализации полушарий головного мозга. Так как наш мозг разделяется на два полушария, то он использует два способа переработки информации. Одно полушарие использует вербальный и аналитический режим мышления – в нем перерабатываются звуки, алгоритмы, математические вычисления и речь.
Другое полушарие использует режим образный – сравнение размеров, восприятие цвета, перспективы предметов, которые видит целиком. Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П- режима», соответственно.
Слайд 5 Суть метода правополушарного рисования заключается во временном
подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
Арт-терапия ставит своей целью помочь человеку решить его проблему, понять в чем она заключается, рассмотреть разные и возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
И вот здесь помогает интуитивное рисование. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные.
Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит удовольствие от самовыражения! Самое главное и значимое: ВАМ НЕ НАДО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ! Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали! Арт-терапия против оценивания, сравнений и критики!
Слайд 6 Цель - Дать детям возможность открыть источник творческих способностей,
приобрести чувство вдохновения и убрать эмоциональные блоки, взглянуть на мир и себя с другой стороны.
Задачи:
1. Развивать творческое начало, подсоединение к источнику энергии творчества, которая часто заблокирована.
2. Дать возможность погружаться в особое творческое, медитативное состояние.
3. Учить доверять голосу интуиции и укреплять связь с подсознанием.
4. Получать возможность лучше осознавать свои чувства, выразив их на бумаге.
5. Трансформировать отрицательные эмоции в созидательную творческую энергию.
6. Проводить осознанную работу над некоторыми своими качествами.
7. Получать чистую радость творчества и свободы!
Слайд 7Принципы:
1. Принцип эмоциональной вовлечённости.
2. Принцип отсутствия образца (никогда не показывайте образец
выполнения, на вопросы о способах выполнения задания отвечайте: «Поступи так , как считаешь нужным»);
3. Принцип авторства (подписывайте работы детей, а лучше пусть они это делают самостоятельно);
4. Принцип выставки (организуйте выставки работ — это очень важно для юных творцов);
5. Принцип диалогического обсуждения (следите, чтобы каждый мог высказаться и быть выслушанным);
6. Принцип похвалы, поощрения (не забывайте подбадривать своих подопечных);
7. Принцип права на ошибку (каждый имеет право на ошибку, а ваша задача обернуть её в необычное творческое решение).
Слайд 8 Методика рисования правым полушарием помогает избавиться от всех
подсознательных
блоков и зажимов. Она способствует:
- проявлению индивидуальности; повышению внимательности;
- упрощению творческого процесса;
- улучшению общего эмоционального состояния;
- отключению анализа деятельности;
- раскрытию творческих способностей;
- избавлению от внутренних барьеров;
- обретению внутренней гармонии.
Методы:
- Пальчиковое рисование
- Рисование ладошками
- Кистью
Приемы:
- Мазок
- Тычок
- Примакивание и т.д.
Слайд 9 В своей работе я выбрала один
из методов арт - терапии - элементы интуитивного рисования – как способ избежать внутренней цензуры и коррекции тревожности старших дошкольников. Это не обучение рисованию, как это принято у нас понимать, это больше похоже на психологический тренинг, что нам в начале работы и надо. Мы полностью расслабляемся, следуем за инструкциями, не думаем, что мы делаем и творим.
Слайд 10НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
С дошкольниками:
- Непосредственно образовательная деятельность: занятия по изодеятельности «Картина по
волшебству»,
«Пейзаж», по социально-коммуникативному развитию: «Настроением можно управлять», «Я- человек».
- Самостоятельная деятельность детей: рисование без границ в уголке изо, игры «Эмоции»,
«Кораблик», «Кенгуру» ит.д.
- Упражнения «Портрет смелого человека», «Покажи того, кого боишься», «Коробка переживаний»
ит.д.
С родителями:
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов: выставки, посвященные праздникам,
изготовление поделок, рисунков для различных конкурсов.
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Совместные досуги «День мам», «День пап», «Праздник бабушек и дедушек».
- Совместное создание мини-музеев «Куклы наших прабабушек», «Наш Улан- Удэ»
С педагогами:
- Анкетирование.
- Изучение методической и специальной литературы по художественному творчеству.
- Создание предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
- Консультации «Тревожный ребенок», «Адаптация – как она есть».
- Мастер – класс «Волшебные упражнения», «Рисуем без стеснений», «Пейзаж по образцу»
- Праздники народные, календарные, физкультурные досуги «Зимние забавы», «День здоровья».
Слайд 11Ожидаемые результаты:
- умение снимать состояние психоэмоционального напряжения;
- формирование способности
решать собственные проблемы, развивать имеющиеся возможности и избегать конфликтные ситуации;
- повышение уровня самооценки;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- достижение состояния гармонии с самим собой и окружающим миром,
- раскрытие творческих способностей.
Слайд 12Сравнительный анализ коррекции тревожности в процессе интуитивного рисования
Слайд 16 Перед тем, как приступить к рисованию,
нужно выполнять несколько упражнений, способствующих включению «П-режима». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.
Слайд 17Ваза или два профиля?
Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку
пополам. Правшам взять левую часть, левшам
— правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги.
Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия
частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет
диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием — рисовать
симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно.
Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию,
испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от
слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Кверху ногами
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования.
Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем
перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает
перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они
есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала
переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом
случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим
листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло
осознание того, что каждая линия — это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в
собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко
нарушить.
Слайд 18Контурное рисование
Это еще одно задание на правополушарное рисование. В
домашних условиях его легко можно выполнить.
Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком
так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось
множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так
придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень
медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость — примерно 1 мм в секунду, не быстрее.
Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно
рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании
достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема — либо
глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука — забегать вперед. Главная цель — добиться
синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить
зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими
предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает
выглядеть совсем иначе.
Рисование двумя руками
Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать
одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними
знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность
работ всего мозга.
Слайд 19 На первом этапе непосредственно рисования необходимо обозначить фон
рисунка.
Существует несколько видов направлений фона:
горизонтальный
Слайд 25Упражнения для развития правополушарного рисования:
1. Контурное рисование (ладони)
Тонирование фона Из первых работ
Рисование ладошками
Слайд 32 Таким образом, интуитивное рисование, его приемы
служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение правополушарного рисования незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В центре занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально личностное самопознание.