Слайд 1МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «ЗЕМЛЯ. КОСМОС»
(в
условиях реализации ФГОС ДО)
Выполнила:
Беляева М. С. (воспитатель)
Слайд 2Актуальность темы
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не
хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность решать задачи всех образовательных областей. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
В старшем дошкольном возрасте важно продолжать расширять представления детей о многообразии космоса. Помочь детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивированным.
Ознакомление старших дошкольников с космосом и планетой Земля позволяет решать задачи, связанные с формированием у детей основ планетарного сознания. Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, в каждой своя культура и традиции, важно чтобы с дошкольного возраста дети понимали разнообразие культур и уважительно относились к их представителям (основы толерантности).
Данные положения определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.
Слайд 3Наряду с актуальностью можно выделить существующие противоречия, их обусловленность педагогической практикой
на современном этапе развития образования.
1. Противоречие между имеющимся интересом детей к космосу и планете Земля и ограниченностью их непосредственного опыта взаимодействия с данными объектами окружающего мира.
2. Противоречие между представленной в тематическом плане темой «Земля. Космос» и недостаточными условиями для ее реализации –развивающей предметно-пространственной среды нашей ДОО (отсутствие необходимых
материалов, пособий и т.п.).
Профессиональная проблема: как
организовать образовательный процесс
в старшей группе по теме «Земля. Космос»?
Слайд 4Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
1.
Определить содержание первоначальных представлений по теме «Земля. Космос», доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию и обогащению у детей старшего дошкольного возраста представлений по теме «Земля. Космос» (в соответствии с ФГОС ДО).
3. Определить возможные достижения
детей, в результате реализации
разработанного механизма.
1. Задачи, ориентированные на получение детьми
когнитивного опыта
1.1 Сформировать у детей представления о том, что вселенная это множество
звезд. Солнце – это самая близкая к земле звезда. Расширить представления о
планетах и созвездиях.
1.2 Сформировать у детей представления об освоении человеком космического
пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.А. Гагарин.
1.3 Формировать представления о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1 Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
2.2 Развивать интерес к культуре других стран и уважение к традициям и обычаям их жителей.
2.3 Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Закрепить умение самостоятельно делать вывод в результате экспериментальной деятельности.
3.2 Формировать навыки индивидуального воплощения, интерпретация музыкальных образов.
3.3 Формировать умения совместного сюжетосложения «фантазирования».
3.4 Продолжать совершенствовать навыки инсценирования песен, умение
изображать в движении музыку на тему «Космос».
3.4. Продолжать закреплять использование игр, танцев и песен в
самостоятельной деятельности.
Слайд 11УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия
Воспитатели старшей группы
Музыкальные руководители
2. Материально-технические условия
Музыкальный центр, диски, интерактивная доска, набор репродукций картин, глобус, карты солнечной системы и карты мира; предметные картинки: космос, земля, созвездие, страны и народы мира, страны мира; муляжи планет; игрушки-аналоги: луна, солнце, полумесяц, луноход, ракета; народы мира; фотоальбом космос, земля, страны и народы мира; атрибуты к дидактическим играм; атрибуты к подвижным и дидактическим играм;
краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки, пластилин; строительный материал; сюжетные атрибуты; музыкально-шумовые инструменты; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.
Слайд 123. Нормативно-правовые условия
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012
г.)
ФГОС ДО,
СанПиН 2.4.1.3049-13
4. Информационные условия
1. Программа «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е. Веракс, Комарова Т.С., Васильева М.А.; Космос - М. Мазайка – синтез, 2005 – 2010;
Соломенникова О.А. «Радость творчества»
Халезова Н.Б. «Декоративная лепка»;
2. Энциклопедия «Верни долг природе» под. ред. Шишкина Н.Г.;
3. «Тольятти город на волге» Астахов Е.Е.;
4. «Все обо всем» под ред. И. Понетых, Л. Брыле.
5. Энциклопедия «Живой мир Р.П. Корзум;
6. Ю.А. Школенко «Это хрупкая планета»
7. Энциклопедия «Наука» А.Л. Шойхед»»
8. В.А. Шемшук «Земля. Космос»
9. «Человек и общество» под. ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.
10. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации»
5. Организационные условия
Разработка конспектов занятий;
Разработка сценария итоговой работы;
Изготовление презентации;
Подбор музыкального репертуара по теме
Слайд 13Перспективы реализации
Использование дидактического материала о земле и космосе в самостоятельной
деятельности детей
Организации выставки «Мы дети галактики» совместной деятельности родителей и детей
Участие в интеллектуальных и музыкальных конкурсах «Познаю мир» и «Мы о космосе поем»