Слайд 1Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
в разных УМК в
рамках реализации ФГОС второго поколения
Слайд 2
Язык - важнейшее средство коммуникации, инструмент общения, воздействия и
взаимодействия, источник и инструмент кодирования информации. А главное – это один из каналов передачи ценностей. Кодом языка является знаковая система.
Слайд 3
«Знак - нечто вроде подарка. Ведь подарок – напоминание о том,
кто его сделал»
Д.Б.Эльконин
Слайд 4Ведущая идея курса
Изучение русского языка младшими школьниками с
позиции его духовной и культурной ценности для становления и развития личности ребенка.
Социокультурная Познавательная
цель цель
Слайд 5Социокультурная цель
формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его
бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической ее форм, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Слайд 6Познавательная цель
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование представления о
русском языке как целостной системе, о единицах, ее составляющих, - звуках речи, слове, предложении.
Слайд 7Практические задачи курса
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике и орфоэпии, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
Слайд 8Практические задачи курса
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Слайд 9УМК «Школа России»
авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Слайд 10Соответствие ФГОС
учет основных задач реализации содержания
образовательной области «Филология»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемые результаты начального общего образования.
При этом бережно сохранены лучшие традиции российской школы в обучении русскому языку, доказавшие свою эффективность в образовании и развитии младшего школьника.
Слайд 11Что осталось прежним?
традиционное внутреннее построение учебника
система базовых понятий, их объем и
содержание
порядок и расположение учебного материала
Слайд 12Отличительные особенности
каждая тема начинается с проблемной задачи
картинная галерея
справочные материалы учебника
словари в
конце учебника
шмуцтитулы
«Проверь себя»
«Странички для любознательных»
«Наши проекты»
Слайд 14Картинная галерея
И.С. Остроухов. Золотая осень
Слайд 19«Проверь себя»
Тема «Гласные звуки» 1 кл. Тема Предложение» 2
кл. Ч.1.
Слайд 22
Источники информации в учебнике, используемые для формирования УУД
текстовая (научная, научно-познавательная, художественная)
графическая
(схемы, таблицы, модели)
иллюстративная (рисунки, фотографии, картинная галерея)
справочная (памятки-рекомендации, словари)
«Странички для любознательных»
«Наши проекты»
электронное приложение
Слайд 23Личностные УУД
Благодарное отношения к своему Отечеству, своей малой Родине, к
защитникам земли Русской.
Уважительное отношение к великому национальному достоянию русского народа – русскому языку.
Бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Воспитание нравственных норм, чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувства личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей и др.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Слайд 24
Благодарное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, к защитникам земли
русской
4 класс
Слайд 25
Уважительное отношение к великому национальному достоянию русского народа – русскому языку
1 класс
Слайд 26Бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям
Слайд 27
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Слайд 28
Воспитание нравственных норм, чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувства личной
ответственности
1 класс 4 класс
Слайд 29
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
1 класс
2 класс
Слайд 30
Метапредметные УУД
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Слайд 31
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение навыками смыслового чтения предложений и текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Применение обширного арсенала методов и приёмов с целью целенаправленного развития самостоятельности учащихся, их познавательной активности при формировании познавательных УУД.
Слайд 32
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления
Целевая установка на изучение раздела (темы) —
её конкретизация в начале темы (или каждого урока) —
реализация поставленных задач в процессе усвоения темы (или урока) —
проверочные и творческие задания при завершении раздела (темы)
Слайд 33
Формирование умения планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата
2 класс
Слайд 34
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Слайд 35
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач
Слайд 36
Овладение навыками смыслового чтения предложений и текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Слайд 37
Применение обширного арсенала методов и приёмов с целью целенаправленного развития самостоятельности
учащихся, их познавательной активности при формировании познавательных УУД
проблемные задачи
метод наблюдения над языком ( через учебный диалог,
самостоятельные наблюдения, научный текст)
учебно-познавательные задачи (логического, знаково-
символического, коммуникативного характера)
лингвистический опыт
практические работы на выбор
странички для любознательных
проектные и творческие задания и др.
проведение научных «конференций»
Слайд 39
УМК «Школа России»
авт. Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова
Слайд 40Доработка учебников в контексте требований ФГОС
каждая тема открывается страницей, в
которой отражено
содержание работы
по теме в целом, ее цели и задачи, ожидаемые результаты;
в заключение каждой темы представлена рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения».
Слайд 41Цели работы по теме
Самоконтроль и самооценка
Слайд 42Доработка учебников в контексте требований ФГОС
применительно к каждому уроку сформулирована конкретная
проблема,
раскрыто содержание деятельности учащихся и формы представления ожидаемого результата;
Слайд 43Проблема, содержание деятельности
Слайд 44Доработка учебников в контексте требований ФГОС
уточнена система заданий: специальным значком отмечены
задания, которые целесообразно выполнять в паре или в группе, задания повышенной трудности, аналитические планы отмечены значком «Работа со взрослыми»;
выделены задания, которые учащимся пред-стоит выполнить самостоятельно;
Слайд 45Работа в паре, задания повышенной сложности, самостоятельная работа
Слайд 46Доработка учебников в контексте требований ФГОС
на страницах учебника систематизированы и
дополнены
различные источники получения
учащимися информации по теме:
сведения о языке
аналитические планы
алгоритм действия
таблицы
тексты по толкованию значения слов,
выражений
рубрика «Для любознательных»
рубрика «Наши проекты»
Слайд 48Тексты по толкованию значения слов, выражений
Слайд 49Рубрики «Для любознательных», «Наши проекты»
Слайд 50
Достижение предметных результатов
Язык – явление национальной культуры и основное средство человеческого
Слайд 51
Достижение предметных результатов
Представление о нормах родного русского литературного языка
Слайд 52Достижение предметных результатов
Речевая деятельность, речевой этикет
Слайд 53Достижение личностных результатов
Формирование основ гражданской идентичности
Слайд 54
Достижение личностных результатов
Эстетические потребности, ценности и чувства
Слайд 55
Достижение личностных результатов
Навыки сотрудничества
Этические чувства, доброжелательность
Слайд 56
Достижение метапредметных результатов
Целеполагание, мотивы учебной деятельности
Слайд 57
Достижение метапредметных результатов
Использование знаково-символических средств
Слайд 58УМК «Школа 2100»
авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Учебники построены в
форме диалога авторов с учениками на принципах уважения и сотрудничества.
Работа по этим учебникам (в отношении учителя с учениками) предполагает уважение к самобытности личности, понимание того, что обучающийся является субъектом собственной жизни, имеет собственное « Я», свой собственный мир.
Совместное открытие новых знаний в проблемно-диалогической технологии, а не «передача» их детям в готовом виде – одно из условий успешной работы по данному УМК
Слайд 59УМК обеспечивает
личностные УУД
Духовно-нравственный смысл упражнений: 2 класс, упр. 32 «Ленивая
старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр.2 стр.33. «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие».
Учим доказывать свою позицию:
4 Класс, упр. 17. «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»
Слайд 60УМК обеспечивает
познавательные УУД
(извлекать информацию, использовать различные виды чтения и фиксации
информации, делать логические выводы и т.п.)
4 класс, упр. 75. «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»
Слайд 61УМК обеспечивает
коммуникативные УУД
(вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию,
данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание)
4 класс, упр. 81. «Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Слайд 62УМК обеспечивает
регулятивные УУД
(выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои
действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат)
3 класс, упр. 230. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. «Прочитай имена существительные. Выпиши их в два столбика. …В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода. В какой столбик ты записал слова мужского рода, в какой – женского? … Как ты определил? Какими словами-подсказками можно воспользоваться? Какие существительные ты записал - одушевленные или неодушевленные?»
Слайд 63
Учебники предполагают органическое единство обучающей и контролирующей функций, использование обучающего контроля.
Он реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», входящих в УМК. Задания для учащихся в них предлагаются на необходимом, программном и максимальном уровнях.
Слайд 64Личностные УУД формируются, когда:
Учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации,
т. Е. вопрос направлен на формирование интереса, любознательности уч-ся («Как бы вы поступили…», «Что бы вы сделали…»);
Учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения уч-ся к теме («Как вы относитесь…», «Как вам нравится…»)
Слайд 65Познавательные УУД формируются, когда:
Учитель говорит: «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте…»,
«Сделайте вывод…».
РегулятивныеУУД формируются, когда:
Учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм выполнения задания, оценивать и т.д.