Слайд 1«Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка в 1
классе как способ формирования УУД»
Слайд 2Объект исследования – содержание рефлексивной деятельности обучающихся на уроке русского языка.
Слайд 3Предмет исследования – способы развития рефлексивных умений обучающихся первого класса на
уроках русского языка
Слайд 4Цель исследования: выявить наиболее эффективные приёмы рефлексивной деятельности обучающихся на уроке
русского языка.
Слайд 5Гипотеза: мы предполагаем, что рефлексивные способности младших школьников можно развивать на
уроках русского языка, регулярно используя наиболее эффективные рефлексивные методики.
Слайд 6Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования рефлексивных способностей у
младших школьников;
рассмотреть формы и методики организации рефлексивной деятельности;
Слайд 7Задачи исследования:
проследить формирование и развитие рефлексивных способностей у младших школьников;
систематизировать имеющиеся
приёмы рефлексивной деятельности;
Слайд 8Задачи исследования:
провести педагогический эксперимент по теме исследования.
Слайд 9
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
наблюдение;
Слайд 10Методы исследования:
сбор информации;
сравнение;
тестирование;
сопоставление данных
Слайд 11Введение
Глава I. Психолого-педагогические особенности развития мышления младших школьников
Глава II. Методы обучения
рефлексивному мышлению на уроках русского языка в начальных классах
Выводы по главам
Заключение
Список литературы
Приложения
Слайд 12Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития мышления младших школьников
1.1.Типы мышления младших школьников.
Рефлексия – основа теоретического мышления
Слайд 13Особенности теоретического мышления:
теоретическом мышление- это область объективно взаимодействующих явлений, составляющих целостную
систему;
воспроизводит развитие;
раскрывает особенности единичного предмета внутри целостной системы.
Слайд 14Теоретическое мышление включает в себя:
-активное творческое преобразование;
-анализ, синтез, обобщение;
-вся система и
последовательность моделирования является копирующей, схематической и знаково-символической;
-конкретизация идёт от общего к частному.
Слайд 15Способы рефлексивного мышления включают мыслительные действия:
рефлексию как способность к самоопределению: переход
от роли, статуса к собственной позиции;
рефлексия как способность различать и координировать позиции в групповой работе, как способность учащегося подключаться к совместному действию и инициировать сотрудничество;
Слайд 16рефлексивные операции при решении мыслительных задач, рефлексия обобщенных способов решения задач,
рефлексия моделирования и идеализации;
рефлексия как способность самопознания и личностного саморазвития.
Слайд 17 1.2. Деятельность учителя по формированию рефлексивных способностей
Слайд 18 Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап-анализ
своего настроения, анализ своих успехов;
2 этап-анализ работы одноклассников;
3 этап-анализ работы группы как своей, так и других.
Слайд 19 При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
⦁
цель занятия;
⦁ содержание и трудности учебного материала;
⦁ тип занятия;
⦁ способы и методы обучения;
⦁ возрастные и психологические особенности учащихся.
Слайд 21Глава 2. Методы обучения рефлексивному мышлению на уроках русского языка в
начальных классах
2.1. Роль уроков русского языка в развитии мышления младших школьников
Слайд 222.2. Приёмы мотивации рефлексивной деятельности на уроках русского языка в начальных
классах
Слайд 23Классификация рефлексии по функции:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
-
рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
Слайд 242.3. Формирование рефлексивных умений младших школьников в ходе преддипломной практики
Б
аккуратный драчливый
вежливый злой
честный ленивый
добрый упрямый
любознательный невнимательный
отзывчивый неаккуратный
справедливый грубый
трудолюбивый жадный
старательный завистливый
верный нечестный
Слайд 26К1 = К А / 10, где КА – количество слов,
выбранных ребенком из столбика А.
К2 = КБ /10, где КБ - количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.
Если К1 0,6, К2 0,3, то самооценка завышена,
К1 0,3, К2 0,6, то самооценка занижена,
К1 К2 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна
Слайд 32 В ходе работы поставленная цель была достигнута. Были решены
следующие задачи:
изучена психолого-педагогическая литература по проблемам формирования рефлексивных способностей у младших школьников;
рассмотрены формы и методики организации рефлексивной деятельности;
прослежено формирование и развитие рефлексивных способностей у младших школьников;
систематизированы имеющиеся приёмы рефлексивной деятельности.
проведён педагогический эксперимент по теме исследования.