Слайд 1Исследовательская деятельность обучающихся как новая образовательная технология
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верх – Уймонская
средняя общеобразовательная школа»
Иванова Р.П.
учитель начальных классов
Слайд 2
Исследование - это процесс научного изучения какого-либо объекта с целью
выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества. (логический словарь Н.И.Кондакова)
Любая честная попытка систематически изучить проблему или что-то добавить к человеческому знанию о проблеме может считаться исследованием.
(психологический словарь)
Исследовать - означает подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выяснения чего-либо; изучить что-либо.
(словарь русского языка)
Слайд 3Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через
развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Слайд 4В современном материальном и духовном производстве исследовательский поиск становится неотъемлемой частью
любой профессии.
Исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности информационного общества.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.
Слайд 5Итак: исследовательский метод один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий
природе ребенка и современным задачам обучения.
Основные составляющие:
выявление проблем,
выработка и постановка гипотез,
наблюдения, опыты, эксперименты,
сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Слайд 6Исследовательские работы младших школьников могут:
вырастать из факультативных занятий по развитию мышления
детей;
являться результатом экскурсий…
Основные этапы:
актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
формулировка основных вопросов, на которые хотели бы найти ответ;
выбор темы исследования (необходимо ограничивать границы исследования);
выработка гипотезы;
выбор методов исследования;
определение этапов исследования;
сбор, обработка информации, фиксация полученных знаний;
анализ и обобщение полученных результатов;
подготовка и проведение выступления;
Слайд 7Выбор темы исследования
Тема должна быть выполнима за небольшой промежуток времени и
принести реальную пользу участникам исследования – приобретение новых ЗУНов.
Важно помочь ребенку сделать такой выбор, который он считал бы своим.
Оригинальность, необычность. Познание начинается с удивления. Оригинальность – не только способность найти нечто необычное, но и умение нестандартно смотреть на обычные вещи. За счет умения находить необычное в обычном развивается креативность.
Необходимо учитывать:
возможный уровень решения – соответствие возрастным особенностям...
желания и возможности – наличие «исследовательской» базы, доступ к ресурсам…
Слайд 8Выбор темы исследования
8. Держитесь ближе к той сфере, которую Вы сами
знаете лучше…
9. Почувствуйте себя исследователем.
10. Условно темы можно разделить на 3 группы:
- фантастические – о несуществующих объектах или явлениях (проект космического корабля, волшебная машина – макет);
эмпирические, предполагают проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов (объекты наблюдений – сами люди – книга рекордов нашего класса, домашние животные, явления природы...);
теоретические, позволяют обобщить сведения, факты, содержащиеся в книгах, фильмах и др. источниках информации («Тайны звезд», «Египетские пирамиды», «Возникновение мыльных пузырей») – самые сложные, одаренные дети.
Слайд 910. Можно воспользоваться вопросами, на которые ответят дети:
что мне интересно
больше всего?
что интересует больше всего (математика, чтение, астрономия, история, география, спорт, музыка…)?
что чаще делаю в свободное время?
по каким предметам получаю хорошие отметки?
что из изученного в школе хочется узнать получше?
чем я особенно горжусь?
Выбор темы исследования
Слайд 10Примерные темы
Теоретические:
«Народные костюмы», «Русские народные игры», «Забытые народные инструменты»…
Эмпирические:
«Растительный мир моего
села», «Изменение настроения одноклассников», «Изучение чистоты снега», «Роза ветров вокруг школы»…
Фантастические:
«Машина - робот», «Жилой дом будущего», «Школа будущего»…
Слайд 11Цели исследования :
Получить новое знание о…
Разработать и апробировать…
Выявить ……
Исследовать…..
Создание…….
Реализовать……
это, как
правило, конкретизированные или более частные цели.
Задачи
Слайд 12Гипотеза
Это развёрнутое неочевидное предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая
методика, система мер, технология, механизм исследования.
Форма – если…….то…….
Логическая структура – линейная (1 предложение), разветвлённая.
Функциональное значение – объяснительная, предсказательная.
Слайд 13Выбор темы исследования
1. Можно предложить заготовленные карточки с различными изображениями –
будущими темами исследований.
2. Организовать обсуждение выбранных тем.
3. Тема должна быть интересна ребенку. Посоветовать выбирать наиболее привлекательные темы (можно понаблюдать, провести эксперименты).
Слайд 14Исследовательские работы младших школьников могут:
вырастать из факультативных занятий по развитию мышления
детей;
являться результатом экскурсий…
Основные этапы:
актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
формулировка основных вопросов, на которые хотели бы найти ответ;
выбор темы исследования (необходимо ограничивать границы исследования);
выработка гипотезы;
выбор методов исследования;
определение этапов исследования;
сбор, обработка информации, фиксация полученных знаний;
анализ и обобщение полученных результатов;
подготовка и проведение выступления;
Слайд 15Этапы совместной работы:
Определить состав группы;
Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности
группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
Каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
Из отдельных результатов получается один большой результат
Слайд 16Правила совместной работы
Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливым,
не отвлекаться на посторонние дела , не мешать друг другу , вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Работать по плану ( сверять дела с планом ).
Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Качественно выполнять работу.
Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Слайд 17Исследовательская работа
в начальной школе
Живая природа – Зоология
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верх – Уймонская
средняя общеобразовательная школа
Казанцева Олеся,
обучающаяся 3 класса
МОУ «Верх –Уймонская СОШ»
Руководитель: Иванова Р.П.
С.Верх Уймон
2010
Слайд 19Проблема: почему попугай может «говорить»?
Слайд 20Гипотеза :
«Возможно, попугай очень умный и имеет хорошую память…»
Слайд 21Задачи исследования
Цель исследования
понять, почему попугаи умеют « говорить».
собрать информацию по данной
теме, которая поможет провести исследование на доступном мне уровне компетенции;
провести наблюдения за поведением попугая;
подготовить отчет о результатах исследования
обработать эту информацию;
Слайд 22Методы исследования
1.Наблюдение.
2.Опыт.
3. Эксперимент.
4.Опрос одноклассников, родственников, учителей…
Слайд 23
Подумать самостоятельно
Почитать книги о том, что исследуется
Спросить у других людей
Посмотреть по
ТВ, кино
Воспользоваться возможностями ПК
Понаблюдать
Провести эксперимент
Источники информации
Слайд 24
Подумать
самостоятельно
Что знаю?
Какие предположение могу высказать?
Какие выводы могу сделать из известных
мне фактов?
Почитать книги о том, что исследуется
Начать с энциклопедий и справочников.
Воспользоваться библиотекой.
Записать все, что узнал из книг.
Спросить у других людей
Поговорить со специалистами и не специалистами.
Пообщаться с друзьями.
Уточнить у родственников.
Посмотреть по ТВ, кино
Образовательные каналы.
Видеокассеты.
Художественные фильмы.
Слайд 25
Посмотреть мультимедийные энциклопедии.
Поискать в сети Интернет.
Отсканировать из энциклопедий.
Воспользоваться возможностями ПК
Понаблюдать
Составить план
эксперимента.
Провести с предметом исследования определенные действия.
Определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Зафиксировать результаты эксперимента.
Провести эксперимент
Воспользоваться лупами, биноклями, микроскопами.
Научиться пользоваться простейшими приборами.
Слайд 26
Подумать самостоятельно
Что знаю?
Попугай живет в диких и домашних условиях.
Попугаи бывают
большие и маленькие.
Имеют яркое оперение и кривой клюв.
Какие предположение могу высказать?
Может быть другом семьи.
Какие выводы могу сделать из известных мне фактов?
Оказывается, я что-то знаю о попугаях.
Слайд 27Почитать книги
Начать с энциклопедий и справочников.
Воспользоваться библиотекой.
Записать все, что узнала
из книг.
Слайд 31Посмотреть по ТВ
Образовательные каналы.
Видеокассеты.
Художественные фильмы.
Слайд 32Воспользоваться
возможностями ПК
Посмотреть мультимедийные энциклопедии.
Поискать в сети Интернет.
Отсканировать из энциклопедий.
Слайд 36Чёрный какаду, какаду инка, жёлтокрылый какаду
Слайд 38
Результаты опроса сельских жителей
Слайд 40
Результаты опроса
Что мы знаем о попугаях? Хотелось бы иметь пернатого друга?
Слайд 41
Результаты опроса
Почему попугай может «говорить?»
Слайд 42как попугай реагирует на резкие звуки и движения;
любит ли слушать
музыку;
чем питается и что больше любит есть;
можно ли его чему-либо обучить.
Наблюдение и эксперимент
Захотелось узнать
Слайд 43Выводы
1. Собран и обработан интересный материал о жизни пернатого друга из
разных источников.
2.Проведены эксперимент и наблюдения за поведением и особенностями жизни попугая.
3.Результаты моей работы доказывают, что действительно попугай умная птица, имеет хорошую память и способность к звукоподражанию.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается.
Слайд 441.Активные читатели школьной и сельской библиотеки.
Призёры сельского конкурса «Лучший читатель»
2.Победители школьных,
районных и республиканских конкурсов.
3. Казанцева Олеся- призёр районной сессии НОУ
(2 место, 2010г.).
4. Участие в фестивале научных и творческих работ обучающихся “Портфолио”
5.Участие в школьных мини – конференциях.
Результаты работы
Слайд 46Казанцева Олеся – призер районной сессии НОУ
( 2 место)
Слайд 47 Мини – конференция
«У природы нет плохой погоды».
Слайд 48Спасибо за внимание
Творческих Вам успехов!