Презентация, доклад ир открытий (игры по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет)

Содержание

Очень часто за событиями И за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычны Нам полёты на Луну.Вспомним старые обычаи!Вспомним нашу

Слайд 1НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

«МИР ОТКРЫТИЙ»
(игры по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет)

Составила: Воспитатель

Глушкова Ольга Валерьевна

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.» Р.Г.Гамзатов

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»«МИР ОТКРЫТИЙ»(игры по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет)Составила: Воспитатель Глушкова Ольга Валерьевна«Если ты выстрелишь в

Слайд 2Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем

мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Очень часто за событиями И за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычны Нам

Слайд 3Актуальность
Актуальность темы познавательно-речевого развития детей 3-4 лет через народную

игру определяется в первую очередь растущим интересом к традиционной культуре вообще и интересом к детскому фольклору, этнографии в частности.
Перспективные задачи возрождения традиционных культур русского и других народов России отражены в федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства». В связи с пониманием данной проблемы во многих российских учреждениях общего школьного и дошкольного образования вводятся программы, которые предусматривают включение в процесс воспитания и образования детей элементы устного народного творчества, знакомство с народной культурой. И здесь просто необходимо говорить с ребенком на языке его предков, демонстрировать культуру малой Родины.

Актуальность  Актуальность темы познавательно-речевого развития детей 3-4 лет через народную игру определяется в первую очередь растущим

Слайд 4Содержание
Актуальность
Цели и задачи
Формы организации работы
Народный календарь- основа для планирования НОД
Определение традиции,

обычая, обряда
Что такое обрядовая , празднично-обрядовая культура
Примеры организации игровой деятельности в ДОУ для детей 3-4 лет
Русский национальный костюм
Русские народные инструменты
Куклы-обереги
Список использованной литературы

СодержаниеАктуальностьЦели и задачиФормы организации работыНародный календарь- основа для планирования НОДОпределение традиции, обычая, обрядаЧто такое обрядовая , празднично-обрядовая

Слайд 5Цели и задачи
Цель работы: сформировать у детей интерес к

традиционной русской культуре как важным страницам прошлого и залогу будущего.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Формирование позиции ребенка по отношению к окружающему миру, своей Родине, семье, друзьям.
Расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание отзывчивости на явления художественной культуры.
Развитие зрительного восприятия, чувства ритма, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи.

Цели и задачи  Цель работы: сформировать у детей интерес к традиционной русской культуре как важным страницам

Слайд 6Формы организации работы
Проведение традиционных занятий НОД, а также опытов, практических

занятий по бытовой и праздничной культуре, с использованием различных видов игры.

Формы организации работы Проведение традиционных занятий НОД, а также опытов, практических занятий по бытовой и праздничной культуре,

Слайд 7 Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год

крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.  

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням

Слайд 8Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный

народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи  и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа , эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека

Слайд 9Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но

имеющие свои характерные особенности и признаки.

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями.

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки.Традиция

Слайд 10Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях

. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях . Он не только символическое, но

Слайд 11Нет лучшего дружка, чем родная матушка (день Матери)

Игра «Буду маме помогать»,

«Рассказать вам где мы были…», «Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор»…

Нет лучшего дружка, чем родная матушка (день Матери)Игра «Буду маме помогать», «Рассказать вам где мы были…», «Из-за

Слайд 12Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени.

Сегодня в нашем хороводе

Все, что растет в огороде.
Морковка, репка и картошка,
Два зелененьких горошка,
Четыре молодца – зеленых огурца,
Силач-пузатый кабачок,
Его дружок – сосед-лучок,
Свекла с редискою-подружкой,
Укроп с красавицей петрушкой,
Важные сеньоры-зазнайки-помидоры
Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени.  Сегодня в нашем хороводе    Все, что растет в

Слайд 13Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени.
Использование элементов сюжетно-ролевой игры.

Ох, и грозен

ты, брат,
Напугал всех ребят,
Как тебя усмирить,
Может быть, подкормить?
Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени. Использование элементов сюжетно-ролевой игры.  Ох, и грозен ты, брат,Напугал всех ребят,Как

Слайд 14Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени.
Играем пальчиками

Мы капусту рубим,
Мы морковку трем.
Мы

капусту солим,
Мы капусту жмем.
Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени. Играем пальчиками Мы капусту рубим, Мы морковку трем.Мы капусту солим,Мы капусту жмем.

Слайд 15Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени.
Использование элементов сюжетно-ролевой игры.

РЕПКА
Я на солнышко

похожа,
Я росла на грядке тоже.
Сладкая да крепкая,
Называюсь репкою.
Вкус у меня особый,
Возьми, дружок, попробуй!
Осенины-капустница. Народные традиции встречи осени. Использование элементов сюжетно-ролевой игры.  РЕПКАЯ на солнышко похожа,Я росла на грядке

Слайд 16 Театрализация .

Театрализация .

Слайд 17Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения

в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.

Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека

Слайд 18 Празднично-обрядовая культура

Основные

зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение
Празднично-обрядовая культура   Основные зимние праздники – две святочные недели (святки):

Слайд 19 Зима красна снегами.

Игра «Пошла коза по лесу».
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу:
-Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И головой качаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем!

Зима красна снегами.   Игра «Пошла коза по лесу».Пошла коза по

Слайд 20 Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и

Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.

Вы, блины мои, блины, вы, блиночки мои.
Напекла я блины на четыре сковроды.
Никто блины не берет, никто даром не возьмет
Только старая свинья понюхала, да пошла.
За лиманом огонь горит, у свиньи живот болит.
Кабы лодочка была-переехал бы туда.
За лиманом огонь потух, у свиньи живот протух.
Рита-рита, рита-та, вышла кошка за кота,
За кота –котовича, за Петра Петровича…


Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и  Начиная с четверга масленичной недели

Слайд 21 Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник

На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга:
«Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли

Слайд 221. На стол кладут яйцо.
2. Одной девочке завязывают глаза  и отводят

ее подальше от места, где лежит яйцо. В первый раз девочки редко запоминают «дорогу», в дальнейшем они сами догадываются, что надо считать шаги и запоминать повороты, чтобы понять, куда тебя отвели и где от тебя находится яйцо.
3. Девочка с завязанными глазами идет к яйцу. Она идет до того места, пока сама не решит, что уже подошла к яйцу (ей никто не подсказывает и никто ее не останавливает).
4. Дойдя до нужного места (как она считает), она останавливается и снимает повязку.
5. Теперь ей надо достать это яйцо и взять его в руки. Если девочка подошла к нужному месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность чтобы достать яйцо!
Если девочке удалось достать яйцо, она забирает его себе.
Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!

1. На стол кладут яйцо.2. Одной девочке завязывают глаза  и отводят ее подальше от места, где лежит

Слайд 23Женский костюм:
Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва
Мужской костюм:
Рубаха, порты,

пояс, сермяга

Русский национальный костюм

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёваМужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга Русский национальный костюм

Слайд 24Русские народные музыкальные инструменты
Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту

пастухов или для некоторых видов танцев и песен.
струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты
духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.
Русские народные музыкальные инструментыНародные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев

Слайд 25Кукла- оберег
Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла,

как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.
Кукла- оберегРусская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его

Слайд 26Литература
Афанасьев А.Н. Праздники народного календаря.- СПб., 1996
Выготский Л.С. Возрастная психология.- М.,

1980
Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству.-М., 1996
Жигунова М.А. Русские Сибири: современные этнокультурные и этносоциальные процессы//Нродная культура Сибири. Материалы 9 научно-практического семинара.- Омск, 2002
Забылин М. Русский народ. Обряды, обычаи, предания, суеверия.-М., 1996
Заинька во садочке/сост. Л.В. Суровяк, Н.А. Тарасевич.-Новосибирск, 2002
Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие.-Новосибирск, 2002
Игры со сказками./ Сост. О.С. Жукова, О.А. Ершова, О.А. Новиковская.- СПб.,2005
Игровые и хороводные песни Сибири.-Томск. 1980
Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы//Ребенок и игрушка.-М.,1950
Науменко Г.М. Этнография детства.-М., 1998
Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре.-М.,1994
От осени до осени. Хрестоматия/Составитель Новицкая М.Ю.-М.,1994
Раз, два, три, четыре , пять, мы идем с тобой играть: Руский детский игровой фольклор/Составитель М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко.-М,1995
Фольклор Западной Сибири/Под ред. Т.Г.Леоновой.-Омск, 1974
Хороводные и игровые песни Сибири/Под ред. А.И.Федорова.-М.,1989


ЛитератураАфанасьев А.Н. Праздники народного календаря.- СПб., 1996Выготский Л.С. Возрастная психология.- М., 1980Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть