Слайд 1РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учитель начальных классов
Передерина Людмила Андреевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ СОШ»
с. Калинино 2017
темы проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил основную цель общего среднего образования – способствовать становлению ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.
Необходимость создания и реализации проекта « Развитие универсальных учебных действий посредством УМК «Мир деятельности » обусловлена изменившимися условиями жизни нашего общества, которые остро ставят перед школой проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей
Слайд 3Цель педагогического проекта
разработка системы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий;
обобщение
опыта внедрения в рамках внеурочной деятельности метапредметного курса «Мир деятельности»;
разработка рабочей программы надпредметного курса «Мир деятельности»
Слайд 4Задачи педагогического проекта
Изучить методологию проблемы.
Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
Оценить
эффективность применения данной технологии.
Провести корректировку деятельности, согласно полученных результатов.
Слайд 5Универсальные учебные действия
В процессе образования важнейшие человеческие способности передаются педагогами и
приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий.
Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «общеучебными») действиями понимаются способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Слайд 6Значение универсальных учебных действий
Слайд 7Значение универсальных учебных действий
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
внутренняя
позиция обучающегося,
адекватная мотивация учебной деятельности (включая учебные и познавательные мотивы)
ориентация на моральные нормы и их выполнение
Курс «Мир деятельности» призван создать теоретический фундамент для формирования универсальных учебных действий.
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД состоит в следующем: универсальные учебные действия формируются тем же способом, что и любые умения.
Слайд 8Надпредметный курс
«Мир деятельности»
Слайд 9Курс «Мир деятельности»
организационно-рефлексивная
коммуникативная
ценностная
познавательная
Содержательно - методические линии курса МиД
Слайд 11Педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование УУД
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
Актуализация и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 12ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИНИИ
Слайд 13С-32
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ
Слайд 14С-31
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ
Слайд 15С-33
ПРИМЕРЫ ТЕМ УРОКОВ
ЦЕННОСТНОЙ ЛИНИИ
Слайд 16Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной
картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»…
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
Слайд 17 Итог этой работы подводится в конце
урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха». Ученики могут критериально оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.
Слайд 18Комплект заданий к уроку 5.
Тема: Учимся работать дружно.
Работа в
парах.
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Черепаха и Львёнок вместе учились раскрашивать ракушки. Пока Черепаха рассказывала правила работы с красками, Львёнок отвернулся и стал разводить краски.
Капитошка и Кар-Карыч собирали из конструктора модель самолёта. Кар-Карыч предложил сделать вертолёт, а Капитошка резко ответил: «Я не буду делать вертолёт».
Умка и Винни-Пух лепили снеговика. Винни-Пух не знал, как из снега лепят снеговика, но не спросил Умку и испортил ком снега. Пришлось начинать заново.
Винни-Пух и Чебурашка начали вместе готовить обед для Крокодила Гены. Чебурашка принялся за работу, а Винни-Пух смотрел, как Чебурашка работает и ел мёд.
Слайд 19Комплект заданий к уроку 7.
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Дейл получил задание на уроке, но за окном друзья весело играли в футбол. Он стал смотреть в окно.
У Мальвины было очень много дел. Она сразу принялась за все, работая одновременно.
Петя сел решать задачу, потом вспомнил, что ему приснился весёлый сон, он его решил рассказать по телефону бабушке.
Маша без перерыва выполняла задания сначала по письму, потом по математике, а когда села читать, то ошибалась, неправильно произносила слова.
Слайд 20Комплект заданий к уроку 8.
Тема: Затруднение – мой помощник в
учёбе.
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Саша решил сделать для конкурса «Золотая осень» поделку. Но сухие листья крошились и у него не получалась работа. Саша рассердился, выбросил всё в корзину и сел смотреть весёлый мультфильм.
Даша писала в тетради слова, не знала, как перенести слово с одной строки на другую и расплакалась.
Ребята в группе выполняли задание. Они работали дружно, помогали тем, у кого не получалось, поддерживали настроение. Все хотели представить результат работы группы так, чтобы понравилось всему классу.
Слайд 21Комплект заданий к уроку 10.
Тема: Учимся работать дружно. Работа в
группах.
Прочитай ситуацию и определи, какие правила помогли ребятам получить результат?
Ребята сажали деревья в школьном парке. Они разбились на группы, договорились, кто будет копать землю, кто будет носить воду, а кто сажать деревья.
В одной группе Петя не знал, сколько воды нужно лить в ямку для дерева и спросил об этом Ваню. Ваня показал Пете, как надо лить воду.
Слайд 22Комплект заданий к уроку14.
Тема: Зачем ученику домашнее задание.
Ситуации для обсуждения.
Маша
на уроке не поняла правило, как решить пример на вычитание с переходом через разряд. Дома она столкнулась с затруднением, попросила брата о помощи. Он решил для Маши примеры, а Маша их сама записала в тетрадь. Как в дальнейшем её результат работы дома будет виден на уроке?
Дима очень волновался перед проверочной работой. Дома он потренировался в тех заданиях, в которых допускает ошибки. Каким будет его результат в проверочной работе?
Слайд 23Комплект заданий к уроку 21.
Тема: Личностные качества ученика. Честность.
Ситуации для
обсуждения.
При проверке самостоятельной работы, получив эталон проверки, Петя решил быстренько исправить ошибку, как будто её не было. Кого обманул Петя?
Буратино не справился с заданием Мальвины и попросил Артемона помочь выполнить это задание. Артемон выполнил, а Буратино переписал, не задумываясь, и показал Мальвине, как будто сам его выполнил. Кто кого обманул?
Слайд 24
Комплект заданий к уроку 7.
Тема: Учусь называть своё затруднение.
2 класс.
Ситуации для
обсуждения.
Мальвина предложила выполнить задание на пробное действие. Буратино решил, что если оно пробное, то и выполнять его не нужно, всё равно не получится. Удастся ли Буратино сделать открытие нового знания?
Буратино предложили собрать танграм. Он попробовал, сравнил свою фигурку с образцом. Не получилось! В каком предложении правильно сформулировано предложение?
Я не могу это сделать.
Я не могу правильно собрать танграм.
Я не знаю, как собрать танграм.
Слайд 25
Комплект заданий к уроку 10.
Тема: Я – автор, я -
понимающий.
Ситуации для обсуждения.
Кто - автор или понимающий достиг цели?
Дима во дворе рассказал Ване правила новой игры. Ваня внимательно слушал. На следующий день он пришёл в школу, рассказал об игре одноклассникам и они весело провели перемены, играя в новую игру.
Наф-Наф хотел научиться строить дом. Нуф-Нуф ему принялся рассказывать точно и ясно, как надо строить дом. Когда Нуф-Нуф закончил свой рассказ, он увидел, что Наф-Наф уснул.
На перемене Дима рассказывал, как сделать закладку оригами для тетради. Он всё время смеялся, подбрасывал вверх свой листок. Маша смеялась вместе с ним, перебивала его. В результате Маша не смогла себе сделать такую закладку.
Слайд 26
Комплект заданий к уроку 21.
Тема: Личностные качества ученика – самостоятельность.
Что
отличает самостоятельного человека от несамостоятельного?
Придумайте учебную ситуацию, чтобы определить самостоятельность ученика.
Определи самостоятельность хантыйских мальчиков Ахтамана и Килима, которые решили обеспечить свою семью кедровыми орешками на зиму. Килим захотел собрать корзину орехов. Он взял корзину и колотушку, пошёл в кедровый бор, собрал шишки с помощью приспособления, принёс корзину домой. Ахтаман ждал, когда его братья придут с охоты, а когда они вернулись, было уже идти поздно. В результате шишки не были собраны.