Слайд 1
«Артикуляционная гимнастика,
как средство развития речи детей раннего возраста»
Старший воспитатель
Воробьева
Ирина Геннадьевна
МДОУ «ЦРР - детский сад №78»
г. Магнитогорска
Слайд 2Каждый ребёнок всем на диво-
Должен говорить красиво
И тогда язык родной
Должен понимать его любой!
Слайд 3Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.
Слайд 4Цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения
звуков.
Слайд 5
Актуальность
- В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок
в развитии речи.
- С помощью речи ребенок показывает свое знание или незнание, умение или неумение, выражает свое отношение к происходящему.
- Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ красивой речи.
Слайд 6Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Слайд 7Рекомендации к проведению упражнений:
Выполняют артикуляционную гимнастику сидя.
Первые упражнения выполняем медленно, перед
зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль.
В дальнейшем занятия могут проходить без зеркала;
Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно.
Выполнять не более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Соблюдение принципа от простого к сложному.
Вводится только одно новое упражнение.
Слайд 8Артикуляционные упражнения делятся на:
- статические упражнения,
- динамические упражнения.
Слайд 9Статические упражнения:
«Бегемотик»
Цель: развивать подвижность нижней челюсти
Широко разинув рот,
Кушать просит бегемот.
Описание: открыть
рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот.
Выполнять упражнение 5 раз.
Слайд 10«Лягушки»
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать
губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Слайд 11
«Слон»
Цель: развивать подвижность губ.
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать
до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слайд 12
«Блинчик»
Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка
и удерживать его в таком положении
длительное время.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Слайд 13
Динамические
упражнения:
«Часики»
Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа
налево).
Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик – так, тик – так.
Язычок катался так,
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Слайд 14«Месим тесто»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та…;
пошлёпать язык губами – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
Слайд 15«Вкусное варенье»
Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Описание упражнения:
улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Слайд 16«Дятел»
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Описание упражнения: улыбнуться,
открыть рот, поднять язык
вверх.
Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки:
«д-д-д…». Выполнять 10 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук-
Раздаётся громкий звук.
Слайд 17«Лошадка»
Цель. Растягивать подъязычную связку языка.
Описание упражнения: присасывать кончик языка к
нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение выполняется 8-10 сек.